Ярослав Качиньский выступил за эксгумацию тела своего-брата близнеца
МИНСК, 15 окт — Sputnik. Лидер правящей партии Польши "Право и справедливость" Ярослав Качиньский заявил о своем согласии на проведение эксгумации останков погибшего в 2010 году в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши Леха Качиньского.
Лех и Мария Качиньские были погребены в Кафедральном соборе королевского замка Вавель в Кракове. На варшавском кладбище "Повонзки" были похоронены 28 жертв авиакатастрофы.
"Я согласился с решением об эксгумации. В случае моего брата уже идет речь о сроках. Это будет одна из первых, если не первая эксгумация", — сказал он в интервью интернет-порталу Onet.
"Следствие предыдущего правительства было скандалом, за который многие должны сидеть на скамье подсудимых. После доставки тел в Польшу не были проведены элементарные действия — осмотр останков, вскрытия. Врали, что это по санитарным причинам. В то же время всем военным, которые гибли в ходе миссий, проводили вскрытие после возврата тела в Польшу. То, что происходило после катастрофы, было одним большим скандалом", — считает Качиньский.
Сроки проведения эксгумации останков погибшего Леха Качиньского
Польская прокуратура 13 сентября заявила о намерении провести эксгумацию останков тех жертв катастрофы, которые не были эксгумированы ранее. В генеральной прокуратуре Польши сообщили, что эксгумация начнется после изучения всех материалов дела, которое состоит из порядка тысячи томов. В соответствии с законодательством, процедуру можно проводить с 15 октября по 15 апреля.
При этом Национальная прокуратура Польши продлила до 31 декабря 2017 года срок следствия по делу авиакатастрофы под Смоленском. Речь идет о следствии, которое проводит группа прокуроров Национальной прокуратуры. В настоящее время они работают над четырьмя делами. В их числе — действия в 2010-2011 годах во вред Республике Польша со стороны государственных должностных лиц, уполномоченных действовать от имени Варшавы в отношениях с РФ и российскими организациями во время изучения причин авиакатастрофы. Также расследуются неисполнение польскими госслужащими обязанностей при изучении обломков президентского самолета, фальсификация документов о подготовке визита Качиньского в Россию и затруднение проведения расследования путем уничтожения доказательных материалов.
Вдова погибшего с Качиньским депутата Рыбинского против
Вдова погибшего в 2010 году в смоленской катастрофе польского депутата Аркадиуша Рыбинского написала открытое письмо генеральному прокурору и министру юстиции страны Збигневу Зебро, в котором выступила против эксгумации останков ее мужа, заявив, что для расследования причин крушения президентского самолета нет необходимости изучать останки всех жертв, а эксгумацию без ее согласия она будет считать осквернением.
В письме, которое опубликовало агентство PAP, Малгожата Рыбинская отметила, что причины авиакатастрофы были установлены первой комиссией, которую возглавлял глава МВД Ежи Миллер. "Известна трагическая последовательность событий, которые привели к катастрофе. Логика этих событий не оставляет у меня сомнений, что произошла авиакатастрофа, а не взрыв. Результаты эксгумации не принесут ничего нового", — пишет она.
"Даже если из текущей позиции генпрокуратуры следует, что все по-другому и что следствие нужно начать заново, нет никакой существенной причины выкапывать останки всех жертв. Причина смерти каждой из них одинакова, поэтому даже если прокуратура действительно хочет искать в людских останках доказательства их гипотезы о катастрофе, они не должны искать их во всех телах", — считает Рыбницкая.
Она отметила, что некоторые семьи погибших выступают за эксгумацию, но ее семья будет считать процедуру, если ее совершат вопреки их воле, осквернением останков мужа.
Крушение правительственного борта при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный"
Самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского в 2010 году потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный". На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. Все они погибли.
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Результаты работы комиссии по расследованию обстоятельств катасрофы под Смоленском
Новая польская комиссия, которая расследует обстоятельства катастрофы под Смоленском, 15 сентября представила первые результаты своей работы. Эксперты заявили, что самолет начал разрушаться в воздухе в 900 метрах от места падения, а с регистраторов пропали последние секунды записей.
Согласно опубликованному 12 января 2011 года окончательному отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования катастрофы под Смоленском, 10 апреля 2010 года в 10.41 (мск) в процессе выполнения захода на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 26 аэродрома Смоленск "Северный" и снижения ниже установленной минимальной безопасной высоты (100 метров) в метеоусловиях хуже установленного минимума аэродрома, воздушного судна и командира, потерпел катастрофу самолет Ту-154, бортовой номер 101, государственной авиации Республики Польша.
Согласно докладу МАК, непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.