Ни заговора, ни тайной дипломатии. Госсекретарь МИД Латвии - об упрощении визового режима и БелАЭС
В Минске прошли белорусско-латвийские межмидовские консультации. Согласно сообщению пресс-службы МИД Беларуси, стороны обсудили широкий круг вопросов двусторонних отношений, в том числе перспективы и пути расширения политического, торгово-экономического и транзитного сотрудничества, укрепление двусторонней договорно-правовой базы, тематику диалога Беларусь-ЕС, а также интенсификацию контактов в рамках международных организаций. Что скрывается за этими общими формулировками, мы расспросили государственного секретаря МИД Латвии Андрейса Пилдеговичса.
— Какова цель вашего нынешнего визита в Минске?
— В прошлом году во время председательства Латвии в Евросоюзе мы прилагали усилия по разморозке отношений межу Беларусью и ЕС. Сейчас мы хотели оценить, как выполняются решения Рижского саммита «Восточного партнерства», обсудить сотрудничество с Беларусью после парламентских выборов и наметить планы по взаимодействия в годовой перспективе. Пока вырисовывается, что следующий саммит ВП пройдет в Брюсселе примерно в июле-сентябре следующего года. Для нас Беларусь является важным партнером на площадке Восточного партнерства. Мы беседовали о том, что реально сделать для углубления отношений между Беларусью и ЕС.
Что касается конкретных проектов, то мы сейчас выходим на подписание программы мобильности между ЕС и Республикой Беларусь. Она касается сотрудничества в области миграции, модернизации погранпереходов, предотвращения нелегальных потоков миграции, создание центров нелегальных мигрантов и так далее.
Мы также беседовали по вопросам, связанных с ядерной энергетикой в свете строительства Белорусской АЭС. Обсуждали еще вопросы безопасности в регионе в контексте ситуации в Украине, вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию. Латвия поддерживает вступление Беларуси в ВТО. Мы готовы поделиться своим опытом.
— Большинство белорусов волнует вопрос упрощения визового режима между Беларусью и Евросоюзом. В прошлом году много говорилось, что этот вопрос может быть решен уже в скором времени. Когда все-таки можно ожидать развязки?
— В октябре мы планируем подписать с участием министров внутренних дел и министров юстиции вышеупомянутое соглашение о мобильности. К тому времени мы вряд ли выйдем на подписание следующего соглашения — о реадмиссии и упрощении визовых критериев. Но движение в этом направлении идет и его надо продолжать.
В ближайший месяц-полтора мы подпишем визовый режим с Грузией. Я надеюсь, что в начале следующего года он начнет действовать. С Украиной у нас тоже хорошая динамика в решении этого вопроса. То есть в случае с Беларусью это результат поступательного движения с обоих сторон. Мы разморозили отношения, но нам надо еще выйти на подписание и имплементацию ряда соглашений. Договор о мобильности — это первый шаг. Следующий — соглашение о реадмиссии. Снижение визового сбора с 60 евро для ряда категорий граждан — следующий этап. С нашей стороны желание двигаться в этом направлении есть. Никаких искусственных стеклянных стен нет. На протяжении 15 лет у нас с Беларусью практически отсутствовало взаимодействие, нет практически ни одного многостороннего соглашения. То есть нам надо выходить на более структурированное сотрудничество. Латвия готова поддерживать это поступательное движение. Но много будет зависеть от белорусской стороны, насколько она готова двигаться в этом направлении.
«Восточное партнерство» — это достаточно эластичная формула. Каждое государство выбирает свою скорость, свою глубину взаимодействия с ЕС. Мы никому ничего не навязываем. Не перетягиваем на свою сторону. Но движение подразумевает встречную заинтересованность. Латвия заинтересована в развитии отношений и чтобы не было каких-то искусственных торможений.
— Ранее говорилось, что парламентские выборы станут экзаменом для официального Минска в части дальнейшего развития отношений с Евросоюзом. Власти Беларуси сдали этот экзамен?
— Выборы прошли достаточно спокойно. Мы видим в парламенте новые лица, которые готовы представлять достаточной широкий спектр мнений в белорусском обществе. Нам кажется, что условия складываются благоприятно, чтобы выйти на новые качественные условия взаимодействия с Евросоюзом. Но для этого необходима серьезная работа, более тесные контакты.
В Евросоюзе представления и знания о Беларуси еще не такие глубокие и совершенные. Важно и то, чтобы знания о ЕС в белорусском обществе тоже расширялись. Для успешного экономического взаимодействия нам надо понимать друг друга и в прямом и переносном значении слова, избегать ложных ожиданий и представлений. Диалогу нет альтернативы. Но глубина этого диалога будет зависеть от обоих сторон. Латвия будет активным участником в этом вопросе. Для нас Беларусь — важный игрок и партнер в силу географии, большой белорусской общины в Латвии и экономического взаимодействия.
— Вы упомянули об искусственном торможении на пути выстраивании более тесных отношений между Беларусью и Латвией, Беларусью и ЕС. Ходят разговоры, что Москва очень ревностно относится даже к минимальным контактам Минска со странами Евросоюза. Слышали ли вы в своих кругах такие жалобы от белорусских дипломатов?
— Что касается «Восточного партнерства», то мы еще год назад в Риге пытались лед недоверия растапливать. Могу еще раз подтвердить, что «Восточное партнерство» направлено не против Российской Федерации. Никто никого на другую сторону перетягивать не пытается и не желает. Это суверенные решения конкретных государств. С Казахстаном подписали соглашение об углубленном сотрудничестве. У нас есть соглашения Молдовой, Турцией, Вьетнамом, Канадой. С нашей стороны нет какого-то заговора, тайной дипломатии.
— И все-таки от белорусских дипломатов такие жалобы слышали?
— Мы таких официальных обращений не видели и не слышали.
— А неофициальных?
— В СМИ на уровне экспертного сообщества такие заявления слышали. Мы свою политику формируем транспарентно и открыто. Только белорусскому руководству и обществу решать как быть. Но с нашей точки зрения эти процессы закономерны, учитывая наше соседство и высокое экономическое взаимодействие. Это более чем закономерно, что Беларусь развивает отношения с ЕС. Вы соседствуете с Литвой, Латвией, Польшей. У нас достаточно тесные человеческие контакты. В XXI веке совершенно близоруко мыслить категориями каких-то закрытых экономических систем.
— Ригу также как и Вильнюс настораживает строительство БелАЭС?
— Строить или не строить [АЭС] - это суверенное право белорусской стороны. Никто не осуждает, не подвергает сомнению целесообразность или нецелесообразность этого проекта. Но раз мы находимся в одном регионе, то у нас есть заинтересованность в том, чтобы прошли стресс-тесты на этом объекте, чтобы с документацией смогли ознакомиться эксперты Евросоюза. Мы заинтересованы, чтобы у нас с Беларусью было двухстороннее соглашение по обмену информацией касательно чрезвычайных ситуаций, касательно ядерной энергетики. Я знаю, что эти вопросы сложны, они решаются медленно, есть определенный консерватизм в вопросе того, с кем делиться этой информацией. Но опыт Чернобыля и Фукусимы показывает, что без международных усилий эти вопросы нельзя решать. Мы не рассматриваем их в каком-то конфронтационном ключе, мы не делаем каких-то политически увязок, связывая одни вопросы с другими, но, безусловно, для углубления доверия, углубления взаимодействия очень важно, чтобы мы могли обмениваться данными и по таким чувствительным темам.
— Начался визит Александра Лукашенко в Китай. Вы — известный эксперт по Китаю. Как можете оценить потенциал сотрудничества этой страны с Беларусью и всем нашим регионом?
— Развитие такого сотрудничества нам кажется абсолютно закономерным и необходимым, учитывая роль Китая в мировой экономике. Это вторая по объему экономика в мире. Важный игрок в международных финансовых организациях. Для Евросоюза — крупнейший партнер. По объему более важный, чем другие игроки из G20.
В последние несколько лет в Латвии также ощущаем повышенный интерес к углублению отношений с Китайской Народной Республикой. Недавно Латвия получила право взять на себя координацию сотрудничества в области транспорта и логистики между странами Центральной и Восточной Европы и Китаем (так называемый формат — 16+1). В ноябре в Риге пройдет пятое совещание глав правительств этих 17 стран, бизнес-форум.
В отличие от Беларуси, у нас пока с Китаем нет крупных совместных инвестиционных проектов, но намечаются хорошие перспективы в части транзита, развития портовой инфраструктуры, авиационного сообщения.