"Явка на 10 округах - меньше 40%". Наблюдатели из "Права выбора" подвели итог парламентской кампании
Наблюдатели кампании «Право выбора» провели тотальный мониторинг десяти округов — и на всех зафиксировали фальсификации. Мы пообщались с лидерами кампании по наблюдению за выборами и приводим конкретные примеры нарушений.
«Явка на всех округах составила меньше 40%»
В кампанию наблюдения «Право выбора» входят представители около десятка демократических партий и движений. Ее основной вывод — явка по 10 округам, на которых наблюдатели закрыли все участки, составила менее 40% (при необходимом минимуме в 50%), а значит, выборы на них не состоялись.
— Явка на всех округах, которые мы полностью покрыли наблюдателями, составила меньше 40% и искусственно завышена. Там, где нет наших наблюдателей вообще — она еще больше. Поэтому данные с «наших» округов свидетельствуют о ее минимально возможном завышении, — заявил координатор кампании Денис Садовский.
Например по Свислочскому округу в первый день досрочного голосования наблюдатели установили разницу в явке между участками, где есть наблюдатели и где их нет. На участке № 135, где постоянно присутствовал наблюдатель, проголосовало 43 избирателя, а на соседнем (№ 134), где наблюдателей нет, — 189 человек. Разница в четыре раза.
Он добавил, что наблюдатели подготовили 768 жалоб и буду оспаривать официальные итоги.
Глава БНФ Алексей Янукевич (выдвигался кандидатом по Автозаводскому округу Минска) добавил, что нынешние парламентские выборы оправдали «самые мрачные прогнозы».
Главное нарушение, с которым, по его словам, он столкнулся на своем округе — также фальсификация явки. Наблюдатели зафиксировали втрое меньше пришедших проголосовать, чем отражено в протоколе комиссии. В том числе, заявил он, явка накручивалась так называемыми карусельщиками — людьми, которые голосовали на разных участках.
Например, на Свислочском округе пока не идентифицированные женщины курсировали группами между школами № 129, 123 и гимназией № 28. Бюллетени они получали у членов комиссий с дальней от наблюдателей стороны стола. Позже их зафиксирвоали возле школы № 134.
Наблюдатель Сергей Козловский рассказал, что 11 сентября до 11 часов проголосовало примерно 30 человек, а с 11 до 13, когда, по его словам, запустили «карусель», на участках прибавилось по сотне голосов. После — снова людей на участке почти не было.
Также наблюдатели следили за одним из участков снаружи и зафиксировали свет в помещении комиссии в ночь с 9-го на 10 сентября.
— Про недостаточную явку можно утверждать абсолютно. Выборы на моем округе не состоялись, — заверил Янукевич.
С коллегами согласен и заместитель председателя Объединенной гражданской партии Лев Марголин.
— Выборы были как никогда грязными, — сказал он.
Марголин описал ситуацию в Восточным округе Минска. Все участки разделились на две половины. На одной части, как он утверждает, вбросы бюллетеней происходили в период досрочного голосования (там, где наблюдатели насчитали 15 проголосовавших, в протоколе комиссии значится под 50), на другой части данные наблюдателей и комиссии совпадали до последнего момента.
— Мы столкнулись с тем, что наблюдателей выгоняли с участка в самом конце основного дня голосования, — добавил Марголин. — Комиссия делала итог непосредственно в протоколе.
Политик считает, что власти все труднее достигать нужных результатов — поэтому она вынуждена прибегать к все «более грязным методам».
Массовый вброс бюллетеней на Калиновском округе (участок № 625) зафиксировал наблюдатель Ярослав Науменко.
Наблюдатель установил, что 9 сентября в присутствии членов комиссии в ящик до досрочного голосования были вброшены фальсифицированные бюллетени в большом количестве.
Открыть/скачать видео (2.91 МБ)
По подсчетам Науменко на участке в тот день проголосовало 42 избирателя, но комиссия назвала другую цифру — 228.
«Наблюдатели столкнулись с беспрецедентным давлением»
Глава БСДП (Грамада) Ирина Вештард рассказала о нарушениях на двух округах — Чкаловском и Сморгонском. На последнем она сама была наблюдателем, так как выдвигалась по нему кандидатом в депутаты.
Здесь, отметила она, наблюдатели сталкивались с сильным давлением комиссии.
— Из 28 наших наблюдателей удалили 15. К одному из них подошел председатель комиссии и сказал, что тот не проживает на территории округа, хотя в его паспорте была указана регистрация, — уточнила политик.
Вештард добавила, что на Чкаловском округе наблюдатели насчитали явку на досрочном голосовании в 15,4%, но в протоколе комиссии было указано 32,1%.
Также она рассказала о Сморгонском округе, где выдвигалась сама. По официальным данным, на досрочном голосовании за нее проголосовало 24 человека против 214 у провластного, а в основной день — 157 против 165.
— Как могла получиться такая колоссальная разница? — возмутилась политик.
Она уточнила, что 16 лет была депутатом местных советов и больше трех процентов разницы между досрочным голосованием и в основной день не видела.
Также Вештард не согласна с самими цифрами. Визуально стопка бюллетеней с голосами за нее была втрое больше, чем стопка с голосами за провластного конкурента.
Она просила председателя комиссии просмотреть бюллетени, но ей было отказано.
— Это же главная процедура на выборах — иметь возможность контролировать. Если она не гарантирована, вся остальная работа не имеет значения, — подытожила Вештард.
С нарушениями на своем округе (Домбровском) столкнулась и другая кандидат от оппозиции — христиан-демократка Ольга Ковалькова.
— Наблюдатели зафиксировали явку в 35,6% — выборы не состоялись, — сказала она. — Только на двух участках, где расположены общежития, она немного превысила 50%.
Политик заявила, что комиссии на участках каждый день приписывали по сотне-две голосов тех избирателей, которые на самом деле в выборах не участвовали.
Ковальковой, которая считает себя самым сильным кандидатом на Домбровском округе, в протоколе досталось последнее место из шести.
Национальный координатор кампании «Право выбора» Александр Силков поделился наблюдением, что на начальном этапе кампания проходила спокойно, как спецоперация, но ко дню выборов напряжение стало расти. Его наблюдатели сталкивались с хамством, их без основания выгоняли с участков.
— Мы пожаловались Ермошиной на разницу в фиксации явки между наблюдателями и членами комиссий. Нам ответили, что наблюдатели не должны заниматься подсчетом пришедших проголосовать избирателей, что единственный документ — протокол участковой комиссии.
Он также обратил внимание на новшества в законодательстве. Теперь председатель комиссии может по своему желанию выгонять независимых наблюдателей. На практике это происходило даже в самом конце основного дня, перед самим подсчетом голосов.
Например, на Чкаловском округе на время подсчета удалили пятерых наблюдателей, в Восточном — троих. Двух наблюдательниц «Право выбора», сообщил он, обвинили в распитии спиртных напитков, хотя они вообще не пьют.
Также за день до основного дня голосования ЦИК приняла постановление № 57. В нем ограничивается количество доверенных лиц, которые могут наблюдать на участках или присутствовать при окружной комиссии.