Программу модернизации белорусской армии тормозит нереформированная экономика
Более чем скромные экономические возможности страны не только сдерживают модернизацию белорусской армии, но и могут, при негативном сценарии развития событий, привести к сокращению ее боевого потенциала.
Беларусь рассчитывает продолжить закупки в России эффективных
зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2». Фото: eurasian-defence.ru
7 июля на встрече Александра Лукашенко с государственным секретарем Совета безопасности Станиславом Засемрассматривался вопрос оптимизации силового блока. Речь, в частности, шла и о вооруженных силах.
«Мы договаривались, что там будет не более 65 тысяч человек, — заявил президент. — То, что мы обещали, надо делать, при этом не подвергая сомнению, что обороноспособность у нас должна быть на соответствующем уровне. Эта цифра взята не с потолка. Это расчеты Генерального штаба, которые были утверждены в свое время главой государства. Работа по выходу на такую численность идет не первый год».
Комментируя слова Лукашенко в интервью телеканалу «Беларусь 1», Зась назвал численность в 65 тысяч человек оптимальной с точки зрения как выполнения вооруженными силами их задач, так и возможностей страны.
«Нам немного осталось на этом пути пройти, — сказал госсекретарь Совета безопасности. — В ближайший год предстоит сократить 1300 должностей в вооруженных силах. При этом стоит цель провести сокращение не за счет боевых частей и подразделений, а за счет так называемого обоза — арсеналы, базы, склады».
Нынешний этап оптимизации/сокращения белорусских вооруженных сил не первый и, по мнению ряда экспертов, вряд ли будет последним. И как в предыдущих случаях, основная причина — экономическая.
Если обратиться к истории армии независимой Беларуси, то мы увидим, что у нее была весьма солидная база — Краснознаменный Белорусский военный округ (КБВО), самый боеспособный в вооруженных силах СССР. Кроме огромного количества оружия и военнослужащих, на территории БССР находилась инфраструктура, обеспечивавшая жизнедеятельность и боевое применение этих войск в случае необходимости. А именно: склады, самая густая в СССР сеть подъездных путей, запасы военного имущества, предназначенные для развертывания здесь армии в 500 тысяч, а по некоторым данным — и в миллион человек.
20 марта 1992 года было принято постановление правительства «О создании Вооруженных сил Республики Беларусь». В соответствии с ним был дан старт преобразованию КБВО в армию независимого государства.
Реформирование шло в два этапа. На первом (1992 год) войска были сокращены почти на 30 тысяч человек, определено их оперативное предназначение, разработаны основные руководящие документы. На втором этапе (1993-1994 годы) сокращение армии в основном было завершено, произошло ее структурное преобразование, реформирование (а вернее создание заново) системы управления.
В советское время в группировку войск на территории Беларуси входило более 280 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих. Концентрация воинских частей и соединений на нашей территории была самой высокой на европейском континенте.
Относительно небольшой европейской стране с десятимиллионным населением и без чрезмерных внешнеполитических амбиций такие большие вооруженные силы были ни к чему, да и слишком дорого было их содержать и оснащать. К тому же общая численность белорусской армии в соответствии с итоговым актом Хельсинкского документа от 10 июля 1992 года не могла превышать 100 тысяч военнослужащих.
В связи с этим в 1992-1996 годах прекратили свое существование или были преобразованы свыше 250 воинских формирований, отошедших под юрисдикцию Беларуси. К 2005 году, согласно официальным данным, общая численность вооруженных сил составила 62 тысячи человек: 48 тысяч военнослужащих и 13 тысяч лиц гражданского персонала. Примерно такой она остается и поныне.
Одновременно была серьезно сокращено количество военной техники и вооружений. В соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и принятыми в его развитие документами Беларусь согласилась ограничить свои вооружения 1800 танками, 2600 боевыми бронированными машинами, 1615 артиллерийскими системами, 260 боевыми самолетами, 80 ударными вертолетами. Что и было осуществлено к началу 1996 года.
Примерно к этому же времени был завершен и вывод ракетно-ядерного оружия, как того требовали соглашения, достигнутые еще СССР и США.
В эти же сроки завершилось и структурное реформирование армии. На заключительном этапе реформирования произошло разграничение полномочий Министерства обороны и Генерального штаба, как это принято в большинстве стран мира.
С декабря 2001 года был осуществлен переход вооруженных сил на двухвидовую структуру — сухопутные войска и военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны.
На начало текущего года в состав вооруженных сил входили два оперативно-тактических командования (Западное и Северо-Западное), которые включают в себя бригады сухопутных войск — три механизированные, две мобильные (десантно-штурмовые), одну — спецназа, две ракетные, пять артиллерийских, две зенитно-ракетные; а также три авиабазы, пять зенитно-ракетных и две радиотехнические бригады ВВС и ПВО.
Особо подчеркнем: исходя из опыта первой и второй войн в Персидском заливе и балканской войны, в Беларуси была развернута очень мощная система ПВО.
В плане комплектования вооруженных сил остановились на смешанном принципе — как за счет солдат срочной службы, так и за счет контрактников. Это позволяет в случае необходимости поставить под ружье до полумиллиона человек, а то и больше.
В арсенале вооруженных сил Беларуси до сих пор имеется порядка 1600 танков, 2500 бронированных машин, 1490 артиллерийских систем. Даже после всех сокращений по количеству танков, бронемашин и пушек на тысячу военнослужащих Беларусь занимает первое место в Европе. Правда, большинство этих вооружений находится на базах хранения.
По выучке и подготовке солдат белорусская армия, по оценкам экспертов, входит в число самых боеспособных на континенте. Основной упор в подготовке личного состава делается на действия в условиях мобильной обороны.
Но у белорусской армии есть и немало проблем. Одна из главных — старение вооружений и военной техники, а также инфраструктуры, обеспечивающей деятельность вооруженных сил. Вооружения еще советские, их состояние постоянно ухудшается, все больше требуется средств на ремонт, модернизацию и/или обновление.
В определенный момент эти затраты становятся неподъемными. По этой причине в 2012 году из состава белорусских ВВС и войск ПВО были выведены все фронтовые бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27. Но огромные средства нужны и для того, чтобы закупать новую технику взамен выбывающей. Сегодня боевой самолет стоит 30-50 млн долларов, танк — 2,5-3 млн долларов.
Небогатому белорусскому государству закупка нового вооружения в больших масштабах не по карману. Как следствие, удельный вес современных образцов вооружения и боевой техники в белорусской армии уменьшается. Даже высокопоставленные военные вынуждены признать, что темпы ее перевооружения отстают от запланированных. Ситуация особенно обострилась с наступлением экономического кризиса.
Ускорить ход модернизации белорусской армии могло бы содействие России, но оно не столь существенно, как хотелось бы Минску.
Как сообщил в декабре 2015 года министр обороны Андрей Равков, за последние пять лет для ВВС и войск ПВО страны были закуплены и поставлены на вооружение зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2» в составе дивизиона, звено (4 единицы) учебно-боевых самолетов Як-130, а также 4 зенитных ракетных дивизиона С-300ПС из наличия вооруженных сил РФ.
В дальнейшем руководство военного ведомства Беларуси надеется, несмотря на трудности (свои и партнера), приобрести у России многофункциональные истребители Су-30 (для замены стоящих на вооружении уже около 30 лет МиГ-29), продолжить закупку Як-130 и «Тор-М2», а также техники и оборудования для нужд радиотехнических войск.
Впрочем, учитывая незначительный объем средств, которые Беларусь в состоянии выделить на переоснащение своих вооруженных сил, о сколько-нибудь значительных закупках военных новинок в России (даже по льготным ценам) сегодня говорить не приходится. Тем более что Москва не очень-то желает идти навстречу нуждам белорусов, предлагая вместо этого разместить свои войска на территории союзника.
Исправить эту ситуацию белорусский ВПК может лишь частично. Как и в случае с закупкой российских вооружений, главным сдерживающим фактором здесь являются более чем скромные экономические возможности страны. Изыскать необходимые финансовые ресурсы, по мнению Лукашенко, можно было бы за счет активного наращивания экспорта технологий военного и двойного назначения.
Ряд независимых аналитиков относятся к этому скептически и считают, что проблема военной модернизации не решаема без экономической модернизации страны.
Александр АЛЕСИН