Центр в оцеплении, вертолеты и вой сирен. Как Варшава пережила саммит НАТО
В конце прошлой недели засыпать и спокойно просыпаться под полицейские сирены научились десятки, а может и сотни тысяч обитателей центра Варшавы. Начиная с четверга, тут шли активные приготовления к крупнейшему международному форуму, вероятно, за всю современную историю Польши — саммиту НАТО. Корреспондент TUT.BY разделил с жителями польской столицы все радости и лишения жизни на полувоенном положении.
Уже со въезда в Польшу на машине замечаешь, что страна готовится к чему-то серьезному. На трассах — мобильные патрули, досматривают случайные автомобили. Всего таких пунктов контроля было развернуто 285 по всем границам Польши. Малое приграничное движение между Калининградской областью и Польшей вообще приостановили на неделю.
Несколько цифр, чтобы понимать масштаб саммита, кстати, крупнейшего в истории НАТО. В Варшаву приехали более 2100 делегатов из 65 стран. В их числе 18 президентов, 21 премьер-министр, 80 министров иностранных дел и обороны. Более 2000 журналистов аккредитовались на освещение мероприятия. Варшавский аэропорт Шопена принял около 300 самолетов с гостями на саммит. Вокруг города ввели 100-километровую фактически бесполетную зону для малой авиации, воздушных шаров и дронов. Вся подготовка к саммиту обошлась польскому правительству в 40 млн долларов.
В центре города — ощущение, близкое к военному положению. Порядок в Варшаве в эти дни охраняли 6 тысяч полицейских, закрыты для движения были некоторые центральные улицы. На них всех нельзя было парковаться, прекратил работу или изменил маршруты общественный транспорт.
Кассир одного из центральных супермаркетов Патрик рассказал, что из-за запрета на парковку у магазина у них заметно упал поток клиентов.
Горожане рассказали, что из центра польской столицы накануне саммита убирали даже велопарковки и мусорные урны, чтобы в них нельзя было заложить бомбу и взорвать проезжающий мимо кортеж. Кстати, некоторые из кортежей, например — Барака Обамы — сопровождали вертолеты.
Саммит проходил на Национальном стадионе, мост к которому и прилегающие улицы были закрыты не только для авто, но и для пешеходов. Перекрыты были не только дороги, но и река Висла, пляжи возле стадиона, станции метро и электричек.
Добраться до стадиона, где проходили все мероприятия саммита, можно было только на спецтранспорте. Автобусы по заранее обозначенному графику забирали журналистов из их гостиниц (всего в варшавских отелях в эти дни забронировали 4100 номеров). Решившись однажды прогуляться до стадиона пешком, я сделал круг в 10 километров, чтобы зайти в стадион, по сути, с другой стороны города. Показать документы пришлось раз пять, чтобы пройти через все кордоны в пресс-центр.
Вокруг Национального стадиона Варшавы, где в 2012 году стартовал Чемпионат Европы по футболу, возвели искусственную стену — металлическая 2,5-метровая сетка на бетонном основании, общей протяженностью в 3 км. К началу этой недели все укрепления обещали демонтировать. Небо над ареной охраняли вертолеты и, по данным ТАСС, истребители. В районе стадиона полицейские стояли на дорогах через каждые 20 метров.
Нельзя сказать, что городские власти плохо позаботились о жителях города. Везде стояли не только указатели-напоминания о закрытии улиц, но и одетые в специальные жилеты молодые парни и девушки.
Они консультировали людей на выходе из временных конечных остановках общественного транспорта, как проехать или пройти дальше. Все отлично говорили на английском, как, впрочем, и многие полицейские.
Из-за сложностей с общественным транспортом многие работодатели, по настоянию профсоюзов, разрешили сотрудникам не выходить на работу в основной день саммита — пятницу, 8 июля. Вероятно, поэтому, а может просто из-за славянского гостеприимства, никакого негатива в адрес саммита от местных мы так и не услышали.