Внешнеполитические успехи Минска. Принесут ли они экономические дивиденды в США
Встреча Александра Лукашенко с покидающим свой пост Временным Поверенным в делах США в Беларуси Скоттом Роландом снова продемонстрировала стремление белорусского руководства к нормализации отношений с Вашингтоном. Остается, однако, вопрос, как далеко Минск готов пойти по этому пути.
Фото пресс-службы президента
Встреча с Роландом Лукашенко – широкий жест
Показателен уже сам факт прощальной аудиенции у первого лица, которой предшественники Роланда — Майкл Скэнлан и Итан Голдрич — удостоены не были.
Вдобавок же Александр Лукашенко заявил открытым текстом: «Мы никогда не скрывали тот факт, что без нормализации отношений с Соединенными Штатами мы не будем иметь полноценной внешней политики. Мы не скрываем, что очень хотели бы нормализации отношений с США на взаимовыгодных условиях».
Роланд же отметил прогресс в двусторонних отношениях, выразил готовность Вашингтона и дальше сотрудничать с Беларусью во имя хорошего будущего. «Главное, чтобы территориальный суверенитет и независимость Беларуси были на самом высоком и крепком уровне», — подчеркнул американский дипломат.
С этой точки зрения несколько двусмысленно прозвучало замечание его собеседника, что «даже россияне нам всегда говорят о том, что иметь нормальные отношения с Западной Европой и США — это абсолютно приемлемо и нужно».
И все же нельзя отрицать, что цели с обеих сторон обозначены достаточно четко. Остается понять, насколько реально их достижение.
Вашингтон не настаивает на оппозиции в парламенте
Судя по всему, официальный Минск считает, что непременным условием для возобновления работы посольств в полном объеме должна быть отмена всех установленных Вашингтоном ограничений.
Напомню, что по сей день сохраняются персональные запреты для группы высокопоставленных чиновников. Кроме того, Соединенными Штатами в 2011 году введены санкции (впрочем, сейчас приостановленные) против ряда предприятий нефтехимического комплекса Беларуси.
Как известно, главная причина многолетней конфронтации заключалась в том, что у американцев были претензии к здешнему режиму в плане демократии, тогда как тот категорически возражал против вмешательства в свои внутренние дела.
Теперь ситуация изменилась. Как отметил Роланд в интервьюБелаПАН, события в Украине заставили США и Европу «по-новому взглянуть на то, что происходит в этом регионе, на такие вещи, как суверенитет и независимость Беларуси, что может и должно быть сделано для того, чтобы их защитить».
Дальнейшая судьба американских санкций в отношении ряда лиц и предприятий Беларуси зависит от характера предстоящих 11 сентября парламентских выборов. Выборы в Национальное собрание Республики Беларусь 2016 года Причем на сей раз предъявляемые белорусским властям требования в связи с электоральной кампанией, похоже, не будут очень уж жесткими. В частности, по словам американского дипломата, даже если парламент останется без оппозиции, но будет избран справедливо, это станет шагом вперед.
Остаются, правда, не очень понятными критерии оценки «справедливости». Например, будет ли признано достижением в этом плане использование новых процедурных подходов к формированию окружных избирательных комиссий, так и не приведшее к усилению присутствия оппозиции в их составе.
Тем не менее, в целом складывается впечатление, что если парламентские выборы в Беларуси пройдут без серьезных эксцессов, то в 2017 году полномасштабные дипломатические отношения между нашими странами могут быть восстановлены.
Американский бизнес к нам не ринется
Не исключено, что дипломатический прогресс на американском направлении поможет белорусскому руководству решить одну из своих главных задач, а именно — получить политическую поддержку Запада на случай какой-либо неожиданной акции со стороны непредсказуемой России.
Но вот в том, что этот прогресс поможет исправить крайне сложную экономическую ситуацию в Беларуси, уверенности нет. Даже если повезет получить вожделенный кредит МВФ, это принесет лишь недолгое облегчение.
Двустороннее же экономическое сотрудничество в ближайшее время на качественно новый уровень вряд ли выйдет. Причем вовсе не из-за политических разногласий, которые в этой сфере далеко не всегда играют существенную роль. В конце концов, Соединенные Штаты чрезвычайно интенсивно взаимодействуют с Китаем, где положение дел с правами человека едва ли отличается от белорусского в лучшую сторону.
Белорусско-американский товарооборот, согласно сведениям Министерства торговли США, за пять месяцев 2016 года составил всего 60,5 миллиона долларов при положительном для нашей страны сальдо в 22 миллиона. Годом ранее показатели были равны — соответственно, 121,4 млн и 75 млн.
Цифры белорусской официальной статистики заметно отличаются от американских данных. Согласно им, за январь — апрель нынешнего года взаимный товарооборот составил 128,3 млн долларов (и снизился на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Впрочем, и по этим данным товарооборот с США в общем объеме торговли Беларуси с внешним миром составляет только 0,8% (годом ранее было 1,2%). Для торговли с крупнейшей державой планеты это совсем немного. И одна из причин — в том, что белорусская сторона особо ничего предложить не может столь высокоразвитому партнеру.
Надежды на крупные инвестиции из Америки тоже сомнительны. Там вряд ли уже забыли, как четыре года назад по высочайшему приказу были фактически национализированы кондитерские фабрики «Коммунарка» в Минске и «Спартак» в Гомеле. А существующая в Беларуси практика позволяет предположить, что их главного инвестора — Марата Новикова, американского, кстати, бизнесмена, хоть и белорусского происхождения — от ареста спасло только то, что он не рискнул здесь появиться.
На этом фоне очередные заверения белорусского руководителя в готовности оказывать всемерное содействие американским бизнесменам выглядят не слишком убедительно.
Так что, несмотря на наличие заметных сдвигов в двусторонних отношениях, говорить о реальном прорыве на заокеанском направлении пока преждевременно.
Андрей ФЕДОРОВ