Лукашенко закрепил через папу Франциска свой миротворческий имидж
Что ж, и Рим стоит мессы. «Минск может быть местом мира», — даже ради одной этой фразы папы Франциска Александру Лукашенко стоило лететь на Апеннины.
С этими словами понтифик 21 мая на встрече в Ватикане вручил белорусскому гостю подарок в виде художественного изображения оливкового дерева. «В этом плане папа Римский особо подчеркнул ту мирную миссию, которую взяла на себя Беларусь», — такой акцент сделала пресс-служба президента.
Сам же Лукашенко в явно приподнятом настроении после диалога с главой Римско-католической церкви и вовсе заявил: «Мы близки с ним идеологически…».
Фото Ватиканское радио
Минск маскирует геополитический маневр
Неисповедимы пути господни. Конфликтный, резкий, не раз костивший западников в хвост и гриву белорусский руководитель за последние два года вдруг обрел имидж миротворца прежде всего именно в глазах западных политиков. Более того, во многом благодаря этому имиджу Лукашенко сумел выйти из-под санкций, разморозить отношения с Евросоюзом и США.
Критики авторитарного белорусского лидера сначала язвили, что на минских переговорах глав нормандской четверки в феврале 2015 года тот, мол, лишь кофе подносил. Теперь указывают на то, что минские соглашения по Украине не работают.
Но, тем не менее, целый комплекс факторов сработал на перезагрузку белорусско-европейских и белорусско-американских отношений. В какой-то степени западники подхватили игру, сами стали раздувать миротворческий аспект белорусской внешней политики в унисон пропаганде официального Минска. На самом деле поощрялось прежде всего некоторое дистанцирование Лукашенко от Москвы «после Крыма», нежелание размещать в Беларуси российскую авиабазу.
В свою очередь, у белорусского руководителя обострилась потребность в геополитическом маневре (о переходе в другой лагерь речи нет) в условиях, когда Россия показала агрессивность по отношению к славянской сестре Украине, а вдобавок сократила субсидирование белорусской экономики из-за кризиса собственной.
Понятно, эти приземленные соображения маскируются, а выпячивается тезис о Беларуси как доноре региональной стабильности, миротворческая роль Минска. Теперь, как видим, воленс-ноленс внес свою лепту и понтифик.
У того, безусловно, свои приоритеты, далекие от задачи пиарить Лукашенко. Но де-факто белорусские власти получили повод козырять тем, что сам глава католического мира и моральный авторитет глобального масштаба благословил-де их на продолжение благородной международной миссии, а также похвалил мудрую внутреннюю политику.
Нужно балансировать и между конфессиями
Ныне Лукашенко подарил понтифику копию креста Евфросинии Полоцкой — национальной святыни. К презентам теперь был, надо, думать, особо тщательный подход. В апреле 2009 года во время подобного визита предыдущий папа Бенедикт XVI получил в подарок от Николая, младшего сына президента Беларуси, русскоязычный букварь. Именно язык книги вызвал массу упреков со стороны борцов за национальную идентичность.
«После Крыма» же некоторые аналитики пришли к выводу, что руководство страны начало мягкую белорусизацию. На мой взгляд, если и можно назвать это политикой, то весьма вялой и непоследовательной, потому что роста национализма верхушка режима опасается не меньше, чем агрессивных поползновений «русского мира».
Но, во всяком случае, некие попытки умерить его влияние в Беларуси наблюдаются. С этой точки зрения развитие отношений с Ватиканом можно рассматривать и как момент балансирования официального Минска между Русской православной и Римско-католической церквами.
Долгое время президент Беларуси вынашивал идею устроить у себя историческую встречу московского патриарха с папой. Теперь в Риме после встречи с понтификом Лукашенко подтвердил, что не отказался от замысла несмотря на то, что в феврале главы двух церквей пересеклись в Гаване: «Я высказал мысль, что понтифику пора приехать в Беларусь и вместе с нашим патриархом встретиться с нашими жителями. Уверен, что там будет не один миллион человек, которые бы хотели видеть это рукопожатие не в далекой Кубе в аэропорту, а на земле, которая находится в центре Европы…».
Прилетит ли папа в Беларусь?
Судя по всему, идея детально прорабатывается в окружении Лукашенко, который даже обрисовал программу вероятной встречи: в качестве святого повода для нее отдать дань памяти погибшим в Первой и Второй мировых войнах, провести мероприятие в мемориальном комплексе «Тростенец», пригласить «и представителей мусульманского мира, и иудеев, и других конфессий».
Откликнется ли на предложение РПЦ, прогнозировать трудно (здесь есть подводные камни). Однако и сам по себе приезд папы (насчет чего все равно нужно так или иначе с Московским патриархатом договариваться) стал бы огромным пиаровским подарком руководству Беларуси.
Фото Ватиканское радио
И в принципе такой жест Ватикана не исключен. Вновь-таки, не потому, что там стремятся пиарить Лукашенко. Но римо-католикам важно обеспечить максимально комфортные условия для деятельности костела в стране, которую РПЦ трактует как свою каноническую территорию и в которой пользуется особым расположением светских властей.
Впрочем, если раньше белорусское руководство явно больше благоволило православию, то теперь и здесь налицо стремление к балансу. Не где-нибудь, а на официальном сайте президента Беларуси сообщается: «Укрепляются позиции Римско-католической церкви. РКЦ относится к числу традиционных религий Беларуси. Католики составляют 14,5% населения Беларуси (свыше 1,4 млн чел.)».
Фото Ватиканское радио
Еще в прошлом десятилетии власти намекали, что могут заключить с костелом конкордат (похожее соглашение правительства с Белорусским экзархатом РПЦ было подписано в 2003 году), но потом тема как-то заглохла. Визит папы мог бы это дело подтолкнуть. Во всяком случае, после нынешней встречи в Ватикане Лукашенко уверил: понтифик абсолютно согласен с тем, что ему пора приехать в Беларусь.
Удастся ли перезагрузка?
Апеннины были выбраны для этой высадки Лукашенко в Европе идеально. Одним выстрелом удалось убить двух зайцев.
Основой послужил, судя по всему, контакт со Святым Престолом, который санкций против белорусского руководства не вводил и переговоры о визите Лукашенко вел давно. А тут так совпало, что и Евросоюзу оказалось кстати поощрить белорусского руководителя за гибкую политику. Вот и нарисовалась в рамках той же поездки в Рим встреча с президентом Италии, который там исполняет сугубо представительские функции, но тем не менее является должностным лицом государства ЕС. Скромненько, но со вкусом.
Теперь, после почина, и другим странам Евросоюза проще приглашать Лукашенко, если надумают. Хотя авторитарному руководителю, который, мягко говоря, не спешит разморозить внутриполитическую атмосферу, каскада приглашений из Старого Света в ближайшее время ожидать не приходится.
А ему, собственно, это и не особо нужно. Некая прагматичная повестка дня с Брюсселем приброшена, процесс пошел. Риска сорваться на внутренние репрессии (которые перечеркнули попытку перезагрузить белорусско-европейские отношения в 2008—2010 годах) теперь гораздо меньше: особо некого громить. Материалом для внутренней пропаганды власти надолго обеспечили себя уже за счет нынешнего президентского вояжа в Рим. А лишний раз злить Москву ни к чему.
Вместе с тем приезд папы в Минск был бы элегантным штрихом к тезису, что Беларусь все-таки не Россия.
Александр КЛАСКОВСКИЙ