Оптимальный вариант или поспешное решение? Политики комментируют повышение пенсионного возраста
Президент подписал анонсированный ранее указ о повышении пенсионного возраста на три года — до 58 лет для женщин и до 63 лет для мужчин. Белорусские политики — провластные и оппозиционные — разошлись во взглядах на эту меру.
Первый замглавы Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич считает оптимальным вариант повышения пенсионного возраста, выбранный президентом. По словам Гайдукевича, пришло время смотреть на проблему комплексно и продолжать изменение пенсионной системы.
— Необходимо переходить к накопительной системе и создавать для этого соответствующий пенсионный фонд, чтобы люди могли сами планировать свою пенсию на будущее. Но обязательно это должен быть государственный фонд, а не частный. <…> Мы должны думать о будущем Беларуси. Не надо бояться об этом говорить. И не нужно слушать популистов, которые критикуют. Ведь критикуют те, кто не понимает экономических законов и не хочет развития. В конечном итоге это выльется в то, что наши пенсии будут выше и стабильнее.
Один из лидеров кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев не разделяет оптимизм Олега Гайдукевича:
— Мы категорически против этого решения, оно поспешно. Оно приносит прямой экономический вред. Мужчины сегодня в среднем живут до 66 лет. Получается, что за 43 года работы люди зарабатывают только три года очень маленькой пенсии.
Дмитриев отмечает, что нет гарантий, что сегодняшняя планка — окончательная, и что власти не будут повышать пенсионный возраст и дальше.
— Безработица будет только увеличиваться. Пенсионеры будут сидеть на тех местах, которые могли бы занимать молодые люди. Молодежь еще больше будет уезжать за рубеж.
По словам политика, у «Говори правду» запланированы встречи в парламенте, на которых они предложат не пенсионный возраст увеличивать, а уровень пенсий — до 75% от средней зарплаты.
Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько также не поддерживает решение президента:
— Власть начинает с урезаний в социальной сферы, а не с системных реформ в экономике. Не просчитываются последствия. Вторая претензия — упущены сроки. Этот вопрос надо было начинать решать 15 лет назад. Мясникович, Кобяков, Лукашенко довели ситуацию до такого состояния, а кто будет нести ответственность?
Политик отмечает, что его партия может поддержать повышение пенсионного возраста, но только в увязке с экономическими реформами.
Экс-кандидат в президенты и лидер Белорусской патриотической партии Николай Улахович напоминает, что он говорил о повышении пенсионного возраста еще в ходе своей предвыборной кампании в 2015 году.
— Мне говорили: вы что делаете, вы же отпугиваете народ, а должны его привлекать! Как раз повышение на три года и я имел в виду.
Лидер БПП считает, что повысив пенсионный возраст, Беларусь сможет улучшить отношения с ЕС:
— Это было одним из условий, которые выставлял Евросоюз. Сначала шли права человека, тарифы ЖКХ, выборная система, а дальше — повышение пенсионного возраста. Это стоит сделать, чтобы как можно быстрее выйти из так называемой политической изоляции со стороны Европы.
Улахович не понимает, почему из-за этого решения «поднялась такая шумиха».
— Мы должны стремиться к европейским стандартам, несмотря на то, что я выступаю с более коммунистических взглядов. Ну не может Беларусь тянуться в хвосте Европы.