Макей о Карабахе, дрейфе на Запад и белорусском национализме
Трений между Беларусью и Россией нет, но нужно развеять домыслы и слухи, возникающие в СМИ. С этих слов началась пресс-конференция главы белорусского МИД Владимира Макея в Москве после саммита глав МИД стран СНГ. Пресс-центр агентства «Спутник», открывшийся в белорусской столице накануне, транслировал общение главы МИД с прессой в формате видеомоста между Москвой и Минском.
СНГ нельзя вычеркнуть и забыть
Первый вопрос касался готовящейся трансформации СНГ. По словам Макея, такую идею предложил Казахстан в прошлом году. Изначально она была воспринята как роспуск организации и сохранение ее только в формате дискуссионной площадки. Но в ходе работы над предложением казахских коллег другие страны-члены СНГ решили, что это нужная организация.
«Эту организацию нельзя отменить, вычеркнуть и забыть», — заявил Макей, добавив, что СНГ можно реформировать, модернизировать, оптимизировать численность аппарата Содружества, устранить элементы, которые дублируют работу других интеграционных объединений.
На вопрос, оправдались ли надежды граждан России и Беларуси от 20 лет интеграции в рамках Союзного государства, Макей ответил утвердительно. Он назвал главным достижением СГ — равные права граждан двух стран.
— Сегодня ни белорус в России, ни россиянин в Беларуси не чувствует себя ущемленным в правах, не чувствует себя чужим.
Макей признал наличие определенных разногласий между странами, но отметил при этом, что «милые бранятся, только тешатся».
— Именно Союзное государство вдохновило на создание Евразийского экономического союза.
По словам министра, ЕАЭС еще далеко по уровню интеграции до Союзного государства, в Евразийском союзе сохраняются «по объективным и субъективным причинам» изъятия из режима свободной торговли.
У нас нет особой позиции по Карабаху
Отвечая на вопрос о белорусской позиции по обострению ситуации в Нагорном Карабахе, Макей заявил:
— Никакой особой позиции Беларуси по Нагорному Карабаху никогда не было и нет. Беларусь всегда придерживалась точки зрения, что любые спорные вопросы надо решать за столом переговоров, а не на поле боя. Когда звучат выстрелы, гибнут люди, для нас это абсолютно неприемлемо.
По его словам, армяне и азербайджанцы — братья белорусов. Проблемой Макей назвал тот факт, что разные страны по-разному трактуют универсальные принципы Устава ООН. По словам Макея, конфликт должен быть решен компромиссным путем, возможно — уступками с обеих сторон. Глава МИД заявил, что Беларусь плотно общается и с Баку, и Ереваном — чтобы снять все недопонимания в отношении позиции Минска.
О национализме в Беларуси
— Когда нас упрекают, что мы занимаемся антируссификацией, это абсолютно неоправданно и беспочвенно. У нас два государственных, абсолютно равноправных языка. Так сложилось еще в Советском союзе, что мы больше говорили на русском языке, но белорусский язык — язык нашей нации. Мы не только не должны его забывать, но и развивать его.
По просьбе журналистов Макей прокомментировал мнение о том, что в Беларуси поднимаются националистические настроения. Тех, кто пытается обвинить в этом Беларусь, глава МИД назвал «недалекими и маргинальными людьми».
— В Беларуси история священна, в первую очередь — Второй мировой войны, предыдущих войн. Мы всегда были территорией, через которую полчища проходили то с Запада на Восток, то с Востока на Запад.
Он назвал кощунственными утверждения о том, что в Беларуси могут сносить памятники, как это происходит в некоторых европейских странах.
— Даже в лихие 90-е годы, когда в России разрушались памятники вождям революции, в Беларуси не был снесен ни один памятник. Я не в порядке упрека или критики говорю. Даже когда в 90-е — начале 2000-х в СМИ в несколько фальсифицированном свете рассказывалось о Второй мировой войне, подвигах полководцев, роли Сталина (слава богу, сейчас это все изменилось и в России иначе относятся к итогам Второй мировой войны), даже в те времена, в Беларуси относились к истории Второй мировой войны так, как мы относились к ней в Советском союзе.
Макей заявил, что в Беларуси не переписывались учебники в отношении этого периода.
— Не памятники, не камни виноваты в том, что происходит в той или иной стране, люди виноваты. Зачем нам уничтожать памятники? Пусть они стоят в назидание потомкам.
Глава МИД рассказал, что в Беларуси до сих пор есть улицы названные в честь советских полководцев.
— Да у нас есть разные точки зрения на некоторые моменты нашей истории. Кто-то называет Суворова «вешателем», кто-то Калиновского называет «националистом», который сражался за неправые идеи. Идет нормальный спор в обществе. Но я помню, родился, жил и работал в колхозе имени Суворова. Памятники Суворову до сих пор стоят в ряде наших населенных пунктов, точно так же, как и памятники Калиновскому.
Мы никуда от России не уходим
В одном из вопросов журналист назвала главу МИД Беларуси «западником» и попросила прокомментировать «дрейф» Минска на Запад.
— Наш регион — не море, и Беларусь не корабль, который дрейфует и не знает, в какую гавань прийти. Мы находимся в центре Европы и здесь останемся. С Россией нас связывает и будет связывать много общего. <…> Мы не собираемся никуда уходить, Россия для нас главный стратегический партнер и союзник. Но это не значит, что мы не должны иметь нормальных отношений с другими странами.
Вместе с тем, Макей назвал Евросоюз вторым по значимости внешнеэкономическим партнером, на которого приходится 32% белорусского экспорта, при 38% экспорта в Россию.
— Мы намерены развивать наши контакты с европейскими партнерами не за счет России и не в ущерб России. Мы всегда знаем, что Россия в трудную минуту придет к нам на помощь, но и Россия может рассчитывать на Беларусь.
Он не согласился с характеристикой себя как «западника», заявив, что навешивание таких ярлыков имеет целью создать образ отсутствия единства в белорусском правительстве. А это, по словам Макея, неправда.
— Поверьте, у правительства Беларуси есть четкое понимание куда двигаться. Мы белорусы и мы должны действовать исходя из наших национальных интересов.
На вопрос об «истерии в российских СМИ» после визита представителя Пентагона Майкла Карпентера в Беларусь, Макей заявил, что такой истерии он не заметил, а глава МИД России Сергей Лавров этот вопрос не поднимал.
— Мы же не высказываем претензий, когда руководство России встречается с представителями ЕС или НАТО. Мы считаем, что это нормальный диалог. Здесь тоже не надо рассматривать это (визит Карпентера — TUT.BY), как выпад против России.
По словам Макея, у Минска и Вашингтона на протяжении 10 лет отсутствовало сотрудничество в военной сфере. Налаживание диалога между военными — это очень важно, подчеркнул глава МИД.
— Мы не понимаем, почему на наших западных границах пытаются усилить активность НАТО, разместить там военные объекты. Мы хотели бы получить ответы на эти вопросы.
Проблемы надо решать путем диалога, а не смотреть друг на друга «через прицелы», добавил Макей.
Читайте другие московские заявления Владимира Макея:
Макей: Крым — не государство, которое надо признавать
Глава белорусского МИД о российской авиабазе в Беларуси: вопрос на данном этапе закрыт