Григорий Василевич. Смертная казнь: взгляд на проблему
Закрепление в Конституции Беларуси смертной казни как вида уголовного наказания было обусловлено, прежде всего, криминогенной ситуацией, складывающейся на момент подготовки и принятия Основного закона. На стадии разработки Конституции предлагались различные редакции норм, посвященных смертной казни. Но все они существенно уступали той, что сейчас содержится в 24-й статье: смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
Эта редакция оптимальна, она учитывает все возможные нюансы развития правовой системы. С учетом складывающейся тогда криминогенной ситуации разработчики проекта Конституции другую редакцию 24-й статьи гражданам не могли предложить.
Наиболее точно криминногенную обстановку отражала статистика убийств, и их количество в конце 20 века постоянно росло. В 60-е их ежегодно не превышало 300 (исключая 1963 год, когда было совершено 313 убийств).
Затем начался рост. С 1980 по 1984 ежегодно совершалось более 500 убийств. После того, как в 1985 году ввели в действие антиалкогольное законодательство, по итогам 1986 года количество убийств снизилось до 339, по итогам 1987-го — 335.
Затем, с началом «перестройки», стал очевидным постоянный и существенный рост такого рода особо тяжких преступлений: с 567 в 1989 году до 952 в 1994 году, то есть в год, когда была принята Конституция уже независимой Беларуси. Руководству нашей республики, правоохранительным органам понадобилось много лет, чтобы обуздать преступность, в том числе такие ее крайние проявления как убийства: в период с 1995 по 2006 год включительно число ежегодно совершаемых убийств значительно превышало тысячу либо в отдельные годы было на грани этого показателя. В 1998 году был пиковый показатель — 1228 убийств. В 2003—2004 годы,
Как же развивалась криминогенная ситуация в дальнейшем, после принятия данного Заключения? Не сразу, но постепенно ситуация стала меняться к лучшему. В течение 2007 года было совершено 791 убийство. В течение четырех последующих годов в период работы автора Генеральным прокурором их количество снизилось почти вдвое и составило 404. В последние годы количество этих преступлений «стабилизировалось»: в 2013—2015 годы совершено соответственно 410, 434, 422 убийства.
Теперь обратимся к статистике вынесенных смертных и пожизненных приговоров за последние пять лет: 2011 год — 3 приговора к смертной казни, 4 к пожизненному заключению, 2012 — 0 и 4, 2013 — 2 и 2, 2014 — 2 и 0, 2015 — 2 приговора к смертной казни (один к моменту подготовки данного анализа не вступил в силу). На март 2016 года вынесено два приговора к смертной казни (оба пока не вступили в силу).
Кстати, то обстоятельство, что в 2012 году не было вынесено ни одного смертного приговора, не сказалось отрицательно на преступности в целом. Возмущения общественности в этой связи также не произошло. Всего смертных приговоров приводится в заключение в несколько раз меньше, чем их выносилось на рубеже 20 и 21 веков.
Вариантов решения вопроса об отмене смертной казни может быть несколько: от радикальных до «пошаговых». Все они вписываются в конституционные рамки и не требуют корректировки Основного закона. То есть задержки по этой причине быть не может. Главное здесь — политическая воля руководства страны. Учитывая, что по форме правления наша республика является президентской, выбор вариантов и времени принятия решения, конечно же, за Главой государства.
Может быть предложен радикальный вариант — отмена смертной казни посредством изъятия этого наказания из Уголовного кодекса. Исключение можно пока сохранить для преступлений террористической направленности, повлекших гибель людей. При приеме в Совет Европы (если мы туда стремимся) тем более потребуется это сделать, исходя из действующих здесь правил поведения. Однако и без вступления в Совет Европы можно развивать наше законодательство с учетом лучших и приемлемых для нас стандартов.
Второй вариант — сохранение смертной казни, но принятие решения в виде закона на приостановление исполнения вынесенных смертных приговоров. Этот вариант позволяет отреагировать в будущем на развитие криминогенной ситуации, сохраняя возможность использования этой исключительной меры наказания как по отношению к тем, кому уже вынесены такие приговоры, так и к тем, кто совершил деяние, предусматривающее соответствующую санкцию.
Третий вариант — принятие закона о временном приостановлении применения норм Уголовного кодекса, предусматривающих смертную казнь. Причем возможны два варианта концепция этого закона. Первая — принимается закон о временном приостановлении применения норм о смертной казни до принятия окончательного решения (без указания срока его действия). Вторая — принимается закон, отменяющий смертную казнь на определенный период, например, до 31 декабря 2016 или 31 декабря (1 июля) 2017 года. В преддверии указанной даты государство может принять решение о пролонгации такого решения (закона) либо, исходя из складывающейся ситуации, не продлевать его, и тогда закон автоматически утрачивает юридическую силу, а смертная казнь автоматически восстанавливается. Однако в этом случае она не может быть применена к лицам, совершившим деяние, за которое ранее была предусмотрена смертная казнь, в период моратория.
Нельзя исключать и другие варианты. Например, решения Главы государства по помилованию каждого приговоренного к смертной казни.
Опыт не только стран западной, европейской демократии, но и бывших республик СССР свидетельствует, что смертная казнь в современных условиях утрачивает свое значение и все больше государств ее отменяют. Страны-участницы СНГ, Евразийского экономического союза на конституционном уровне отменили смертную казнь. Такое решение принято уже много лет назад в России, Казахстане, Кыргызской республике, Узбекистане, Монголии, прибалтийских республиках и др.
На мой взгляд, европейский стандарт, предполагающий отказ от применения смертной казни, для Беларуси, как европейской страны, приемлем. Полезно делать дальнейшие шаги в этом направлении, формируя соответствующим образом правоприменительную практику, повышая правовое сознание граждан, воздействуя на криминогенную ситуацию, чтобы сократить число преступлений, в первую очередь — тяжких и особо тяжких.
Принципы и нормы, содержащиеся в части третьей статьи 24 Конституции, представляют собой правовой императив для органов государственной власти, которые обязаны принимать шаги по исключению смертной казни из числа мер уголовной ответственности. Отмена такой исключительной меры наказания как смертная казнь — это еще и свидетельство того, что государство успешно выполняет свою правоохранительную функцию последние 20 лет.
Мнение авторов может не совпадать с точкй зрения редакции TUT.BY.