Как Путин помог Лукашенко наладить дела с Европой
Год назад Александр Лукашенко переживал звездные минуты. 11 февраля 2015 года в Минск на саммит нормандской четверки по Украине прилетели лидеры крупнейших демократий Старого Света — французский президент Франсуа Олланд и германский канцлер Ангела Меркель. Таким образом глава Беларуси, некогда получивший ярлык последнего диктатора Европы, обложенный санкциями, названный изгоем, априори стал триумфатором мероприятия, исход которого был еще в тумане.
Звездные минуты Александра Лукашенко — Минск, 11–12 февраля 2015 г. Фото: AP
Изнурительные переговоры только утром 12 февраля увенчались соглашениями, получившими название «Минск-2». До их выполнения далеко и сегодня, но большую кровь удалось остановить. Столица Беларуси стала постоянным местом встреч трехсторонней контактной группы по Украине.
И несомненно то, что предоставление миротворческой площадки вкупе с заявлениями о поддержке территориальной целостности Украины, нежеланием размещать российскую авиабазу помогли белорусскому руководству добиться за прошедший год впечатляющего прогресса в отношениях с Евросоюзом и США. Имидж миротворца и гаранта внутренней стабильности на фоне украинских потрясений дал Лукашенко баллы и на президентских выборах 2015 года.
Вот вам и подносчик кофе!
Сначала противники белорусского президента посмеивались над его ролью подносчика кофе переговорщикам. Он и сам балагурил на эту тему, не претендуя на какую-то концептуальную роль в выработке и продвижении минских соглашений. Но потом стало ясно, что Европа, уже давно сделавшая вывод, что санкции против Беларуси не сработали, а после Крыма еще и напуганная российской агрессией, охотно использовала тезис о Беларуси как доноре стабильности в регионе, чтобы разблокировать отношения с Минском.
Так что Лукашенко открыл секрет полишинеля, когда в конце прошлого года заявил, что переговоры нормандской четверки в белорусской столице стали событием, которое «дало толчок, послужило причиной, и даже не причиной, а поводом (это как подарок Западу) для отмены против нас разного рода санкций. Им нужен был какой-то такой мощный толчок, и они, получив его, этим воспользовались».
Если же посмотреть под другим углом, то получается, что и Владимир Путин своей агрессией против Украины серьезно помог Лукашенко улучшить отношения с ЕС и Штатами фактически без уступок во внутренней политике. Да, пришлось выпустить в августе 2015 года нескольких политзаключенных, но назвать это демократическим прогрессом вряд ли у кого повернется язык.
При этом Минск сегодня уже давит на Брюссель, чтобы там побыстрее отменяли вообще замороженные пока санкции против 171 представителя режима и 10 предприятий Беларуси. На днях Евросоюз рассмотрит этот вопрос. Возвращать санкции наверняка не будут, но не факт, что и снимут вообще. Вероятно, заморозку продлят, чтобы, в частности, побудить белорусские власти к некой условной либерализации в контексте предстоящих, скорее всего, 11 сентября выборов в Палату представителей.
Игра властей пока сводится к тому, что они избегают особо жестких репрессий. Например, «дело граффитистов» закончилось лишь штрафами. Заводил уличных акций — Николая Статкевича, Анатолия Лебедько и других — тоже только штрафуют, но не «винтят».
На днях Лукашенко поручил главе дипломатии Владимиру Макею развивать всестороннее сотрудничество с ЕС, в том числе, как подчеркнул министр, «в таких чувствительных сферах, как правозащитная тематика, работа с ОБСЕ по подготовке выборов».
Понятно, что на серьезную демократизацию избирательного процесса власти не пойдут, но могут учесть самые малозначительные из рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ. Некоторые обозреватели допускают, что в Палату представителей может быть допущена горстка мягких оппонентов режима.
Дипломатия не прыгнет выше пояса
Итак, прогресс в отношениях с Западом достигнут малой кровью, без внедрения элементов «гнилой демократии» во внутреннюю жизнь Беларуси. Ведомство Макея выполнило почти невыполнимую миссию. Но и оно не может прыгнуть выше пояса.
Сегодня министр заявляет о намерении страны заключить базовое соглашение с ЕС. Дело нужное, без такой правовой основы далеко не продвинешься. Документ вполне можно разработать и подписать за два-три года, говорят эксперты. Но даже важные бумаги сами по себе не станут работать.
Мы видим, например, что явно тормозится белорусской стороной запуск давно подписанных соглашений о малом приграничном движении (МПД) с Литвой и Польшей. Глава Госпогранкомитета Леонид Мальцев твердит, что инфраструктура его ведомства не готова к наплыву людей — «если мы без подготовки откроем МПД с Польшей, то будет катастрофа. Мы же просто парализуем всю границу».
Но за шесть лет властям можно было бы и подготовиться. Вон сколько отелей в Минске понастроили к чемпионату мира по хоккею, теперь не знают, как заполнить.
В общем, есть большие подозрения, что в вопросе МПД тормоза прежде всего политические и экономические. Политика Варшавы для белорусского руководства — старый раздражитель, как тут откажешь себе в удовольствии потянуть резину. А главное, ушлый народец, рванув в Польшу на закупы, может вывезти последнюю валюту и сделать еще более ненужными многие виды отечественного товара.
Два барьера на пути в Старый Свет
Если смотреть шире, то дальнейшее развитие отношений Беларуси с Евросоюзом и Штатами упирается в два барьера — жесткий контроль со стороны Москвы и неготовность самого белорусского режима реформироваться. Причем на сегодня, пожалуй, сильнее именно второй барьер.
При всем смягчении своей политики в белорусском вопросе Брюссель и Вашингтон не снимут с повестки дня вопросы демократизации, прав человека. И пока в этих делах не будет прогресса, Лукашенко останется для западников чужим. А он лучше останется чужим, чем станет пилить сук, на котором сидит.
Его же указание правительству проходить кризис в ручном режиме отнюдь не вдохновит западных инвесторов вкладывать деньги в Беларусь. А чтобы мы могли успешно продавать избалованным европейцам в серьезных объемах (минвода «Дарида» на литовских прилавках не в счет) что-либо, кроме нефтепродуктов и хлористого калия, следует резко повысить конкурентоспособность наших предприятий, в первую очередь через глубокие структурные реформы.
Так что через год после сладких минут дипломатического триумфа на фоне «Минска-2» белорусское руководство в значительной мере выработало ресурс сближения с Европой в рамках нынешней политической и экономической модели Беларуси.
Да, а пышный букет, подаренный тогда хозяином, рассеянная фрау Меркель, как говорили злые языки, так и забыла в минском дворце.
Александр КЛАСКОВСКИЙ