Большие перемены. Год, после которого Беларусь никогда не будет прежней
Год, начавшийся экономическим апокалипсисом, им и заканчивается, образуя ценимую литераторами кольцевую композицию. Год был сложный, но не безрадостный.
Мы получили ожидаемый результат президентских выборов и неожиданное потепление отношений с Западом, на свободу вышли политзаключенные, но за решеткой оказались известные и уважаемые бизнесмены, правительство банкиров сделало важные макроэкономические шаги, но экономика ушла в рецессию, а вызывающие недоумение законодательные акты продолжают будоражить народ и бизнес.
TUT.BY о событиях, явлениях и людях, сделавших уходящий 2015-й год неповторимым и незабываемым.
Гордость года: Нобель наш
Шведская королевская академия наук назвала имя нового лауреата Нобелевской премии по литературе. Впервые в истории ее получила гражданка Беларуси Светлана Алексиевич «за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества».
Нобелевская речь Алексиевич и ее интервью накануне и после вручения премии вызвали бурную и ожесточенную дискуссию с участием и пользователей соцсетей, и президента страны, который прошелся по лауреатам Нобелевской премии, «которые не успели еще ее получить, выехали за пределы страны и постарались ушат грязи вылить на свою страну». В сухом остатке — в школьную программу книги Алексиевич, наконец, попадут, но «Героя Беларуси» она не получит.
Улыбка года: президент Лукашенко на встрече «Нормандской четверки»
Политический год в Беларуси начался с приезда в Минск невиданного прежде квартета зарубежных лидеров. В столице синеокой приземлились самолеты глав Германии, Франции, России и Украины — так называемой «Нормандской четверки». Темой встречи было урегулирование ситуации в Украине. По итогам ночных 15-тичасовых переговоров, стороны и заседавшая параллельно контактная группа подписали соглашение «Минск-2» о реализации подписанного за полгода до этого «Минск-1».
О чем договорились участники встречи в Минске: итоговые документы
Для Беларуси это был звездный час. Минск попал в сводки всех мировых СМИ и речи мировых лидеров, как место, где решается один из острейших военных конфликтов современности. Счастливый Александр Лукашенко скромно рассказал, что его задачей было лишь организовать встречу, кормить ее участников яичницей и поить ведрами кофе. Но, по факту, новая роль Минска дала сильный толчок налаживанию отношений с Западом, формированию нового имиджа Беларуси как донора стабильности в регионе и отдельного от России игрока. Минск стал постоянно действующей переговорной площадкой по Украине, не испортил отношения ни с Киевом, ни с Москвой, и проложил дорогу к следующей номинации в нашей статье.
Оттепель года: снятие санкций, освобождение политзаключенных
Контакты Беларуси с Евросоюзом начали налаживаться или, по крайней мере, участились еще с 2013 года. Но с началом украинского кризиса, белорусского нейтралитета и миротворчества в нем, в сближении Минска и Брюсселя появилась новая динамика. Сам председатель Европейского совета Дональд Туск в интервью TUT.BY сказал, что Беларусь в Евросоюзе воспринимают как «ответственного и предсказуемого партнера в том, что касается конфликта России и Украины». 22 августа Александр Лукашенко помиловал шестерых остававшихся в тюрьме политзаключенных, включая главного из них — Николая Статкевича.
Евросоюз подождал, не будет ли неприятных сюрпризов на выборах и приостановил действие санкций на четыре месяца, до конца февраля. США заморозили свои санкции на полгода в отношении 10 компаний из Беларуси. По истечении «испытательных сроков» Брюссель и Вашингтон вернутся к оценке ситуации в Беларуси и решат, что делать дальше. Особое внимание обещают уделить парламентскими выборам, избирательному законодательству, свободе ассоциаций и СМИ. Но уже сейчас известно, что ЕС вдвое увеличит объемы финансовой помощи Беларуси в 2016 году, поможет Минску вступить в ВТО, а также проконсультирует по вопросам приватизации, предпринимательства, инвестиций, торговли, модернизации, энергетики, прав человека
Сюрприз» года: президентские выборы
Эксперты назвали президентские выборы 2015 года одними из самых скучных и предсказуемых в современной истории страны. По словам главы ЦИК Лидии Ермошиной, эта кампания была «чемпионом психологического комфорта». Двое альтернативных кандидатов — Николай Улахович и Сергей Гайдукевич — были относительно лояльны к власти, единственная оппозиционерка Татьяна Короткевич лично президента слишком не критиковала, на площадь людей не звала, а говорила в основном о мирных переменах. Результат оказался более чем предсказуемым. ЦИК объявил о рекорде Александра Лукашенко — бессменный белорусский президент переизбрался на пятый срок с 83,5% голосов. Никаких серьезных протестов не было, а шествия оппозиции в несколько сотен человек милиция не трогала, как признался сам Лукашенко — по его приказу.
Впрочем, один сюрприз эти выборы все же подарили. Впервые в Беларуси кандидатом в президенты стала женщина, «человек в юбке», как ее назвал Лукашенко. Судя по независимым опросам после выборов, Короткевич и ее мягкая риторика завоевали доверие каждого пятого избирателя.
Диагноз года: рецессия
Буксовавшая уже много месяцев белорусская экономика в июне официально впала в рецессию, окончательно похоронив миф о «белорусской экономической модели, доказавшей свою эффективность», а заодно — и мечту о зарплате «попиццот». Более того, проблемы со сбытом и жесткая позиция правительства и Нацбанка поставили под вопрос выживание годами лелеемых «предприятий-брендов» — госгигантов, державшихся во многом за счет бесконечной бюджетной подпитки. Источник иссяк, и многие бренды ощутимо потускнели.
Разочарование года: торговые отношения с ЕАЭС и Россией
Первый год существования нового интеграционного образования, Евразийского экономического союза, оказался для Беларуси весьма беспокойным и не принес ожидаемых бонусов. Более того, Россия обрушилась на белорусский продовольственный экспорт. Больше полугода длится продовольственная война, и конца этим маневрам не видно. При этом экспортеры, к которым претензий нет, оказались также в довольно неприятном положении из-за продолжающегося падения российского рубля, что пробивает брешь в доходах белорусских производителей, облюбовавших российский рынок.
Эпопея года: переговоры с МВФ
А апреле стало известно, что Беларусь направила Международному валютному фонду заявку на получение кредита. «Ухаживания» с переменным успехом продолжаются до сих пор, хотя казалось, что по итогам ноябрьского визита в Минск миссии фонда решение может быть более определенным. Экспертное сообщество, а возможно и миссию, удивила реакция на программу, под которую МВФ может дать деньги, президента страны. Лукашенко заявил, что предложения не вызывают «никакой аллергии», хотя ожидалось, что он не ограничится пассивным принятием предложений, а выступит в роли гаранта и владельца реформ. Тем более, что программа МВФ — предложение, от которого трудно отказаться: 3 млрд долларов на 10 лет под 2,28% годовых.
Недоразумение года: постановление правительства № 666
Августовское постановление Совмина под как нарочно выбранным номером 666 вызвало сперва недоумение, а потом и возмущение импортеров. От них потребовали практически каждую партию ввозимого товара отдавать на санитарно-гигиеническую экспертизу. Список оказался впечатляющим: в него попали продукты питания, товары для детей, бытовая химия, косметика, бытовая техника, автомобильные товары и многое другое.
Бизнес обращался в Администрацию президента с просьбой отменить процедуру, которая «идет вразрез с политикой дебюрократизации», тем более что разработчики в очередной раз проигнорировали обещание гласного обсуждения с бизнес-союзами важных для них законопроектов. Среди бурно обидевшихся оказались украинские производители, посчитавшие решение белорусов дискриминационным и недружественным, урегулирование вопроса продолжается.
Решение года: глава Нацбанка Павел Каллаур и переход на непрерывный двойной аукцион и плавающий курс
«Внедрение более гибкой системы курсообразования, предусматривающей с 1 июня проведение биржевых торгов в режиме непрерывного двойного аукциона, существенно усиливает роль рыночных факторов в формировании обменного курса белорусского рубля и будет способствовать уменьшению рисков накопления внешних дисбалансов». За скупыми словами релиза Нацбанка — новые макроэкономические подходы. И хотя свободное плаванье курса обернулось неприятной августовской девальвацией, а жесткая денежно-кредитная политика — прекращением кредитования многих проблемных предприятий, эксперты и участники рынка отмечают как явный позитив последовательность регулятора в проведении своей политики и редкое для нашей страны соответствие вербальных интервенций реальным шагам.
Узник года: Олег Зуховицкий
С ареста Виктора Прокопени давление силовиков на предпринимателей заметно усилилось, став главным бизнес-трендом года. За решеткой только из первой пятидесятки крупнейших бизнесменов оказались Александр Муравьев, Владимир Япринцев, Андрей Павловский. Владелец гродненского мебельного холдинга «ЗОВ» Олег Зуховицкий умудрился угодить в объятия силовиков, выйти на свободу, возместить насчитанный государством ущерб, открыть новую фабрику на 400 рабочих мест и вновь угодить за решетку. Самый известный и успешный частный мебельный бизнес Беларуси возглавила жена Зуховицкого, полная решимости продолжить развитие компании.
Промах года: принятый не вовремя декрет о тунеядцах
Вызвавший бурные споры декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», попросту — декрет о тунеядцах, президент подписал в апреле, когда уже было очевидно, что экономика не просто замедляется, а конкретно падает. В итоге в число «тунеядцев» (лиц, не участвующих в финансировании госрасходов), которые должны заплатить в бюджет сбор в размере 20 базовых (сейчас 1 базовая величина — 180 тысяч рублей, после 1 января — 210 тысяч), рискуют попасть многие вполне добросовестные граждане, оказавшиеся без работы после сокращения или закрытия предприятия. Юристы нашли в документе различные нестыковки, а разработчики уже взялись за корректировку документа. В результате у многих белорусов, серьезно ощутивших на себе кризис, тунеядцы вызывают сочувствие — остаться без работы, да еще должным государству сейчас несложно.
Непонятка года: российская авиабаза
Параллельно с выборами и потеплением отношений с Западом другой вектор белорусской внешней политики немного остыл. Не в последнюю очередь — из-за планов Москвы разместить в Беларуси свою авиабазу. Сначала правительство России, потом сам Владимир Путин в одностороннем порядке одобрили проект соглашения так, как будто он уже согласован с Минском. Но Александр Лукашенко опроверг наличие каких-то договоренностей. Белорусский президент, по его словам, о планах по базе был не в курсе, сама база Беларуси не нужна, а лучше бы Россия дала нам самолетов, чтобы летали на них белорусские летчики под белорусским командованием.
Судя по последовавшим высказываниям из Москвы, там многократно повтореннную позицию Беларуси решили проигнорировать. Российский генерал Александр Ляпкин и вовсе призвал Минск побыстрее подготовить соглашение к подписанию. Чиновники по обе стороны белорусско-российской границы кивали на президентов, которые должны были обсудить этот вопрос при личной встрече. Но сначала встреча неожиданно перенеслась, а когда все же состоялась — авиабазу на ней не обсуждали. По крайней мере, так было сказано журналистам.
Блицкриг года: продержавшиеся всего два месяца антиалкогольные инициативы
Долго лоббируемые МВД и радостно встреченные медиками ограничения на продажу алкоголя продержались весьма недолго. Два месяца потребовалось алкогольному лобби, чтобы не просто отыграть позиции, но и нанести поборникам трезвости решительный удар. «Активная политика, которую предлагало правительство и сегодня предлагает, практически угробила, как говорят специалисты, отрасль. Акцизы привели к увеличению цены и вкупе с контрафактом к снижению спроса на эту продукцию, а значит, потере бюджета», — заявил президент. На белорусский общепит обрушились реки отечественного горячительного. По новым ассортиментным перечням заведениям положено иметь в наличии десятки наименований алкоголя. Водка отныне — самый дешевый пункт меню.
Протест года: марш китайцев
Дискуссия о протестном потенциале белорусского общества с ухудшением экономической ситуации разгорелась с новой силой. Однако пока белорусы дискутировали, протестовать решили китайские рабочие, занятые на строительстве в Добруше картонного комбината. Ради получения невыплаченной вовремя зарплаты две сотни работяг решились на невиданный для нашей страны шаг — отправились пешим маршем на Гомель с прицелом и на Минск.
Белорусам такой способ борьбы за кровно заработанное неблизок. Впрочем, в преддверии президентских выборов с электоратом постарались рассчитаться.
Радость года: победа хоккеистов над США и выход в четвертьфинала ЧМ
Сборная Беларуси по хоккею на чемпионате мира в мае одержала одну из самых громких побед в своей истории, уверенно, со счетом 5:2, обыграв сборную США. И хотя белорусы завершили чемпионат в четвертьфинале рекордным поражением от Канады 0:9, итоговое седьмое место всеми признано достойным результатом.