"Дыпламат - перш за ўсё патрыёт". Главы МИД независимой Беларуси собрались на уникальную встречу
В МИД Беларуси сегодня состоялось необычное мероприятие — встреча всех министров иностранных дел нашей страны со времен объявления независимости. Экс-министры рассказали молодым дипломатам о специфике своей работы и времени, когда они возглавляли внешнеполитическое ведомство Беларуси. Встреча прошла по случаю 95-летия со дня создания Съездом Советов Социалистической Советской Республики Белоруссии Народного комиссариата по иностранным делам.
Во вступительном слове действующий глава МИД Владимир Макей заявил, что за годы независимости Беларусь смогла добиться того, что ассоциируется с ее вкладом в укрепление стабильности и безопасности в регионе и мире.
Министр представил собравшимся своих предшественников, начав с Петра Кравченко (был главой МИД с 1990 по 1994 год). Макей назвал период работы Кравченко самым сложным, потому что экс-министру «приходилось объяснять нашим партнерам, что они должны свыкнуться с мыслью, есть такая страна Беларусь, где она находится».
Следующего экс-главу МИД Владимира Сенько (1994−1997) Макей назвал «соавтором знаковых интеграционных проектов белорусско-российских отношений».
За период министерской работы Ивана Антоновича (1997−1998) Беларусь «значительно расширила горизонты своего международного сотрудничества, стала членом Движения неприсоединения», рассказал действующий глава МИД.
Уралу Латыпову (1998−2000) удалось осуществить «судьбоносное объединение МИДа, Министерства внешнеэкономической деятельности и Министерства по делам СНГ», сказал Макей. По его мнению, время доказало правильность этого решения.
Михаила Хвостова (2000−2003) глава МИД назвал «специалистом экстра-класса по международной дипломатии», при нем была утверждена концепция внешней политики Беларуси.
Последним Макей представил «долгожителя» на министерском посту — экс-главу МИД Сергея Мартынова (2003−2012). Его период работы, по мнению Макея, отмечен наибольшим числом «взлетов и падений» в отношениях с ЕС и США, а также — выходом на новые векторы дипломатии: Южную Америку, Азию и Африку.
Затем все экс-министры выступили с короткими речами. Петр Кравченко вспомнил начало своей работы на посту главы МИД:
— Упершыню ў нашай загальнай гісторыі менавіта Мінск, ні Варшава, ні Берлін, ні Вільня пачалі вызначаць лёс беларускай нацыі. Мы станавіліся рэальным гульцом на міжнароднай арэне.
Он напомнил о тогдашних инициативах Беларуси: создание безъядерной зоны в Центральной и Восточной Европе и о Минской группе ОБСЕ (по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта). Закончил Кравченко напутствием молодым дипломатам:
— Дыпламат — гэта перш за усё патрыёт. Любіце Радзіму. У Якуба Коласа ёсць словы: «Чалавек без Радзімы — гэта жабрак». Паважайце традыцыі, не забывайце родную мову.
Владимир Сенько назвал встречу экс-министров «новым явлением в политической культуре Беларуси».
— Я был вторым, но, с другой стороны, я был первым министром, который был назначен после первых президентских выборов (в зале смех и аплодисменты. — TUT.BY). У каждого из нас были очень интересные события, в которых мы принимали непосредственное участие. Наша профессия не знает совершенства: необходимо множество познаний — экономических, юридических, политических. В полной мере разделяю то, что сказал Петр Кузьмич Кравченко о любви к стране. Патриотизм — это аксиома.
Сенько призвал молодых дипломатов быть инициативными.
— Сказать слово «да» своему начальнику просто. Но сказать что-то другое, выработать идею — это самое ценное… Не останавливайтесь. Я понимаю, что рутина засасывает, но старайтесь не поддаваться этому.
Иван Антонович начал свое выступление с шутки, что он, как третий министр, чувствует себя неловко, потому что «третий — лишний».
— Все мои коллеги (экс-министры) — добросовестные, глубоко порядочные люди, которые в свое время делали все, что могли, чтобы это министерство двигалось. А времена были чудовищно непростые. После объявления суверенитета МИД имел три представительства: в Нью-Йорке, в Женеве и в ЮНЕСКО два человека.
Антонович призвал сегодняшний МИД активно работать в международных организациях и брать пример с небольших скандинавских стран — Норвегии и Финляндии, которые смогли занять достойное место на мировой арене.
Урал Латыпов заявил, что именно в МИДе — самый серьезный в стране кадровый потенциал.
— Белорусские дипломаты рядом с российскими, американскими, британскими, украинскими всегда выглядят очень хорошо. Вообще, чем больше страна, тем вальяжнее работают дипломаты, а когда страна — не большое государство, то от дипломатов требуется больше мужества и настойчивости.
Михаил Хвостов назвал завоеванием белорусской дипломатии курс на многовекторность.
— На разных этапах было по-разному, но в целом мы справляемся с нашей главной задачей — обеспечением интересов нашего государства. Сегодняшние времена не менее сложны для нашей дипломатии. Наша география играет и положительную, и отрицательную роль. В мирное время это мост с Востока на Запад, во времена осложнений это может быть проблемой. Сегодня нужно обеспечивать интересы безопасности нашего государства.
Предпоследний министр иностранных дел Сергей Мартынов начал с шутки: «У меня ощущение, что вы еще не успели соскучиться по моим выступлениям». Обращаясь к сотрудникам МИД, он назвал дипломатию «вызовом для каждого из нас».
— Она требует от нас знать больше, чем другие, уметь больше, чем другие, заглядывать за горизонт дальше, чем другие, быть инициативнее и креативнее всех остальных.