Почему тормозятся визовые переговоры с ЕС

Источник материала:  
14.12.2015 18:34 — Новости Политики

Белорусская правящая элита хочет ездить в Евросоюз без виз и желает повременить с принятием нелегалов, транзитом попадающих в ЕС. Об этом пишет в своем "Мнении" для TUT.BY аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Андрей Елисеев.


Андрей Елисеев, фото TUT.BY

Беларусь и шенгенские визы: лидер или аутсайдер?

Визовые отношения между Беларусью и ЕС несколько парадоксальны. С одной стороны, у Беларуси — целый ряд выдающихся визовых параметров. По количеству выдаваемых шенгенских виз Беларусь (880 тысяч в 2014 году) — на четвертом месте в мире после России, Китая и Украины. По числу виз на душу населения у Беларуси самый высокий в мире показатель — около 93 виз на 1000 жителей. Для сравнения, этот показатель у России — 40, Украины — 30, Турции — 10. У Беларуси также наименьший в мире (менее 0,3%) показатель отказов в визе.

Зато в правовом отношении Беларусь в визовой сфере — явный аутсайдер. Мы остаемся единственной восточноевропейской страной без Соглашения об упрощённом визовом режиме с Евросоюзом. Молдова, Россия и Украина запустили его ещё в 2008 году, Грузия — в 2011-м, Армения и Азербайджан — в 2014-м. С тех пор стандартный визовый сбор для их граждан составляет 35 евро, а не 60 евро, которые по-прежнему приходится платить белорусам.

Кроме финансового вопроса, у Соглашения об упрощенном визовом режиме есть и другие плюсы. Оно позволяет определённым категориям заявителей (студенты, пенсионеры, журналисты и др.) с большей вероятностью получать долгосрочные многократные визы. Наконец, это соглашение имеет большую символическую и практическую важность, поскольку является первым этапом на пути к безвизовому режиму.

Заложники политических интересов

Визовая эпопея белорусов — показательный пример, как интересы граждан стали заложниками политических соображений правящих элит. Сначала переговоры об упрощении визового режима для белорусов не начинались из-за позиции Евросоюза, который ссылался на проблемы с демократией и правами человека в стране. В 2010 году Совет министров ЕС сменил свой подход, посчитав, что увязывать эти два вопроса неуместно. В июне 2011 года Европейская комиссия направила Беларуси приглашение начать переговоры по соглашениям об упрощенном визовом режиме и реадмиссии.

На этом этапе ситуация кардинально изменилась. Теперь уже белорусские власти, ссылаясь на введённые Евросоюзом санкции и заморозку контактов на высшем уровне, сочли продвижение по визовому вопросу преждевременным. Более двух лет Беларусь игнорировала приглашение ЕС начать переговоры, которые в итоге начались лишь в начале 2014 года. После трёх раундов переговоров появилась реальная надежда, что соглашение парафирует в рамках Рижского саммита Восточного партнёрства в мае 2015 года.

Незадолго до саммита выяснилось, что развязка ещё не скоро. Камнем преткновения стала договорённость о безвизовых поездках в Евросоюз для обладателей дипломатических паспортов. Они включают в себя не только сотрудников МИДа, но и членов правительства и парламента, представителей высшей судебной власти — одним словом, представителей правящей элиты. Стало известно, что некоторые страны ЕС заняли принципиальную позицию: их безвизовые поездки возможны лишь в том случае, если документы будут удовлетворять необходимым стандартам безопасности, включая хранение биометрических данных.

Со времени Рижского саммита целых полгода европейская и белорусская стороны хранили молчание. И вот, наконец, в начале декабря высокопоставленный дипломат ЕС Гуннар Виганд заявил, что соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии готовы к подписанию. Казалось бы, долгожданный прорыв. Радостную новость нивелировала замглавы белорусского МИДа Елена Купчина, которая удивилась словам Виганда и заявила, что проблемные вопросы всё ещё остаются.

Затягиваем с биометрией

Европейский Союз в рамках соглашений об упрощённом визовом режиме одновременно предлагает обладателям дипломатических паспортов путешествовать без виз. При этом ЕС и в отношении других стран (Азербайджан, Армения и др.) действительно требует, чтобы такие паспорта отвечали определённым стандартам безопасности и были биометрическими. Такое требование не содержал первоначальный текст соглашения об упрощённом визовом режиме с Украиной, но оно было добавлено в обновленный текст соглашения позже, в 2013-ом году. В этом смысле, пожелание ЕС к белорусской стороне не является удивительным, и придиркой назвать его сложно.

В самом деле, Беларусь отстаёт от всех остальных стран Восточного партнёрства в сфере введения биометрических паспортов. Хотя Беларусь уже определилось с конкретным проектом биометрического паспорта, необходимое законодательство о выдаче таких документов до сих пор не принято.

Реадмиссия: разногласия по приёму нелегальных мигрантов

Договорённость Беларуси и ЕС осложняется ещё и тем, что в пакете с соглашением об упрощённом визовом режиме идёт и ещё одно — соглашение о реадмиссии. Оно налагает обязательства на государство принять обратно своих граждан, а также граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших или остающихся на территории стороны соглашения без законных оснований, если данные лица прибыли с территории другой договаривающейся стороны. Иными словами, если польские правоохранительные органы выявляют на территории Польши белоруса с просроченной визой, то соглашение о реадмиссии позволит Польше высылать его в Беларусь быстрее и по более простым процедурам, чем в настоящее время.

Обязанность государств принимать своих граждан не вызывает споров. Проблемой в переговорном процессе по реадмиссии является положение о приёме лиц без гражданства и граждан других стран, которые проехали территорию Беларуси транзитом, направляясь в страны ЕС. То есть, если Польша обнаруживает нелегально пребывающего гражданина Афганистана, который по совокупности признаков (белорусская виза в паспорте, билеты или чеки), очевидно, прибыл транзитом через Беларусь, то Беларусь обязана это принять назад, а далее сама позаботиться о его дальнейшей высылке или на родину, или в предыдущую страну транзита (чаще всего, Россию).

В рамках соглашений о реадмиссии некоторые страны договаривались с Евросоюзом о предоставлении им определённого переходного периода, в течение которого пункт о реадмиссии граждан третьих стран и лиц без гражданства не действует. В случае России такой период составлял три года, в случае Украины — два года. В течение переходного периода страна проводит необходимую подготовку, включающую сооружение центров для высылаемых мигрантов и улучшение пограничной инфраструктуры. Также в этот период предполагается заключение двусторонних протоколов со странами ЕС, которые в деталях оговаривают технические и процедурные схемы реадмиссии в дополнение к более общему содержанию соглашения о реадмиссии с ЕС.

В своем более раннем исследовании предполагаемых последствий соглашения о реадмиссии между ЕС и Беларусью я указывал, что белорусской стороне полезно добиваться подобного переходного периода, и ЕС следует такую возможность Беларуси предоставить. Очевидно, что в связи с большими потоками мигрантов в Евросоюз в текущем году, ряд стран ЕС на это согласиться на готовы.

Однако учитывая, что переходные периоды были ранее предоставлены России и Украине, такую позицию ЕС вряд ли можно назвать справедливой. К тому же, анализ потоков нелегальных мигрантов в ЕС через территорию Беларуси показывает, что Евросоюзу не следует иметь больших опасений на этот счёт.

Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции TUT.BY.

←НАТО и Беларусь обсудили сотрудничество

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика