«Интеграция интеграций». Густой туман по всем направлениям

Источник материала:  
19.11.2015 08:34 — Новости Политики

Как показывают недавние заявления официальных лиц, белорусское руководство сохраняет верность идее «интеграции интеграций», рассматривая ее как в европейском, так и в мировом масштабе. Однако объективных предпосылок для реализации этой мечты не просматривается.



Красивые слова повисают в воздухе

В конце октября Беларусь, председательствующая в органах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), внесла проект резолюции о предоставлении этой организации статуса наблюдателя при Генассамблее ООН.

«Важным шагом на пути к должному международному позиционированию нашего союза, достойному встраиванию ЕАЭС в систему международных организаций» назвал это, выступая перед представителями СМИ по итогам совместного заседания коллегий МИД Беларуси и России в Москве, глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей.

Он также отметил, что еще одним важным направлением совместной работы в контексте ЕАЭС является содействие развитию взаимовыгодного равноправного сотрудничества между этой структурой и Евросоюзом. По словам Макея, для Беларуси это очень важно, потому что она находится на стыке двух крупнейших интеграционных объединений континента, и проблематика сближения двух интеграционных платформ в Европе — это ее естественный интерес.

Вообще говоря, подобная расстановка приоритетов вызывает некоторое недоумение, поскольку, помнится, так называемая «интеграция интеграций» была определена лидерами Беларуси, Казахстана и России в качестве едва ли не главной цели создания ЕАЭС. По сравнению с решением этой задачи обретение некоего эфемерного статуса в ООН выглядит не очень серьезно.

Возможно, впрочем, что здесь просто имела место логика формальных бюрократических приоритетов. Главное же — была подтверждена важность сближения ЕАЭС с объединенной Европой.

Более того, Александр Лукашенко, выступая в сентябре в общей дискуссии 70-й сессии Генассамблеи ООН, предложил воплотить идею интеграции интеграций в мировой экономике для противостояния глобальным экономическим угрозам.

Но красивые лозунги повисают в воздухе по ряду не только временных, но и системных причин.


Показатели ЕАЭС не впечатляют

Прежде всего стоит отметить пробуксовку самой евразийской интеграции, застой в экономиках государств-участников.

Международный валютный фонд прогнозирует нашей стране в нынешнем году сокращение ВВП на 3,6%, в следующем — на 2,2%, а оживление экономической активности на уровне 1,6% должно наступить лишь в 2020-м.

Не намного лучше обстоят в этом плане дела и у партнеров. Так, согласно прогнозу Центробанка РФ, спад ВВП России в 2015 году составит 3,8-4,4%, а рост ожидается только через два года. К аналогичным выводам пришла и Организация экономического сотрудничества и развития.

На этом фоне чуть более прилично выглядит Казахстан, который, по прогнозу МВФ, сохранит рост ВВП. Впрочем, всего на 1,5% по итогам нынешнего года, что по сравнению с прошлогодними 4,3% тоже не слишком впечатляет.

До 2,3% повысил недавно Европейский банк реконструкции и развития прогноз роста ВВП Армении на 2015 год. В Кыргызстане, согласно этому же прогнозу, ВВП вырастет на 5%. Но в абсолютных цифрах показатели новичков ЕАЭС более чем скромны.

Не приносит особых оснований для радости и взаимодействие в рамках ЕАЭС, столь активно декларировавшееся лидерами государств союза. По данным Евразийской экономической комиссии, общее сокращение объемов взаимной торговли в январе-августе по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составило 26%.

В частности, торговля Беларуси с Казахстаном упала на 27%, с Кыргызстаном — на 56%, с Россией — на 28%. Лишь с Арменией товарооборот удалось сохранить почти на прежнем уровне — 95,7%.

Если же принять во внимание, что объем торговли членов ЕАЭС с третьими странами также сократился весьма существенно — более чем не треть, то, вероятно, можно говорить о негативной закономерности.


Москва слишком увязла в конфронтации с Западом

Белорусские власти по привычке ссылаются на глобальный кризис. Между тем МВФ предсказывает рост мирового ВВП в текущем году на 3,1%, в том числе в США — 2,6%, Евросоюзе — 1,6, Китае — 6,4%. Разумеется, эти показатели далеки от желаемых, однако и кризисом это не назовешь.

Понятно, что спад показателей Казахстана и России в весьма значительной степени стал следствием не зависящих от них внешних обстоятельств, главным образом двукратного снижения стоимости нефти. Кроме того, для Москвы немаловажную роль сыграл и субъективный фактор — западные санкции.

Однако даже абсолютно правильное определение причин не меняет того факта, что выбор стратегических партнеров оказался для Минска ошибочным. Закрадываются сомнения в эффективности ЕАЭС и, соответственно, в смысле участия Беларуси в этом проекте Кремля.

В такого рода условиях сохранение надежд на возможное сближение ЕАЭС и ЕС представляется довольно-таки наивным. Даже если рассуждать с чисто экономической точки зрения. И уж тем более оно является совершенно невозможным, когда один из потенциальных участников «интеграции интеграций» — Евросоюз — ввел против России — ядра ЕАЭС — весьма серьезные экономические и политические санкции.

Более того, настоящая зима наступила в отношениях России и Североатлантического альянса. Безусловно, ЕС и НАТО далеко не одно и то же, но все же примерно на две трети состоят из одних и тех же стран. И едва ли в одной организации будут готовиться к вооруженному противостоянию с Россией, а в другой — форсировать экономическое сближение.

Сложно вообразить, что белорусские чиновники не понимают таких очевидных вещей. Поэтому напрашивается предположение, что проявляемый ими оптимизм объясняется исключительно стремлением сделать хорошую мину при неважной игре.



Андрей ФЕДОРОВ

←Президент Сербии прибыл в Беларусь с официальным визитом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика