Теракты в Париже. Как отразится на Беларуси «война миров»?

Источник материала:  
14.11.2015 16:22 — Новости Политики


Удары «Исламского государства» (ИГ) по Франции заставили комментаторов говорить о «войне миров». Белорусский режим во многом чужд западным ценностям, но в отношении международного терроризма Минск оказывается в одной лодке с западными демократиями.

Что сулит Беларуси новая геополитическая реальность, суть которой — в беспрецедентно жестокой схватке цивилизованного мира с силами, бросившими ему вызов?

Теракты в Париже. Как отразится на Беларуси «война миров»?

Фото EFE/EPA/Yoan Valat


Проблема безопасности затмевает остальные

Белорусы несут цветы и свечи к посольству Франции в Минске. Оперативно направил французам соболезнованияАлександр Лукашенко.

При этом отечественные обыватели получили новый повод осмыслить вроде бы замусоленный тезис о своей стране как островке стабильности. Ранее — и это зафиксировала социология — подобным образом повлияли на массовое сознание белорусов украинские события.

«Какие проблемы для Вас будут наиболее важными при принятии решения, за кого голосовать на следующих президентских выборах?» — спрашивал НИСЭПИ в сентябре. На первое место респонденты поставили мир и стабильность — 47,6%. Для сравнения: общее качество жизни набрало 37%, рост цен — 30%, рабочие места — 20,3%, улучшение здравоохранения — 15,5%, демократия и независимость Беларуси — 15%.

Моралите из этого порядка цифр аналитики на недавней международной конференции «Рубикон-2015» в Таллинне сформулировали так: телевизор побеждает холодильник.

Сегодня ужасов в телевизоре еще больше. Это сильно действует на мозги не только белорусскому, но и западному обывателю. Соответственно, его приоритеты, а если шире — то приоритеты национальной безопасности прежде всего берут во внимание и политики демократических стран. Вот и сейчас в ЕС обсуждают созыв экстренного саммита по безопасности.

Теракты в Париже. Как отразится на Беларуси «война миров»?«Обострение войны с исламистским терроризмом отвлечет внимание Евросоюза и США от белорусского вопроса в его традиционном для Запада и оппозиции виде, когда акцент делался на демократию и права человека. И если рассуждать цинично, то такая смена ракурса на руку официальному Минску, потому что в вопросах демократизации на него сейчас вряд ли станут сильно давить», — заявил в комментарии для Naviny.by минский аналитик-международник Андрей Федоров.


Минск востребован как «донор безопасности»

Ранее взгляд Брюсселя и Вашингтона на белорусский вопрос (понятно, в сторону смягчения позиции) уже изрядно переформатировала война в Украине.

Да, белорусский режим остается союзником Москвы, но вместе с тем смог от нее слегка дистанцироваться в отношении к украинскому кризису. И, если смотреть шире, Минск сумел выгодно преподнести Западу свою роль «донора региональной и международной безопасности». Именно эту роль Лукашенко, в частности, подчеркивал, выступая в сентябре с трибуны ООН в Нью-Йорке.

Теракты в Париже. Как отразится на Беларуси «война миров»?Эта геополитическая опция Беларуси в контексте борьбы против ИГ становится для западников все ценнее, подчеркнул в комментарии для Naviny.by минский военный аналитик Александр Алесин.

«В этой ситуации никому не захочется обострять отношения с Беларусью», — уверен Алесин. По его словам, те, кому бросило вызов ИГ, заинтересованы, чтобы Минск был или нейтральным, или союзником в антитеррористической борьбе.

«Не секрет, что с отдельными государствами, структурами, лидеров которых Запад недолюбливает, Беларусь имеет достаточно близкие и теплые отношения. Причем это не только платонические чувства, но и поставки технологий, вооружений», — отметил Алесин, упомянув в этом ряду Иран, Сирию, Катар. Эксперт подчеркивает: сейчас Запад особенно заинтересован, чтобы Минск был осмотрителен в отношениях с теми, кого западники трактуют как потенциальных доноров терроризма.

Здесь стоит добавить, что белорусское руководство и ранее старалось не попадать под раздачу за торговлю оружием и продукцией двойного назначения. Сейчас же эту свою осмотрительность можно конвертировать в дополнительные очки в отношениях с сообществом демократических стран.

С другой стороны, нейтральность Беларуси может быть на руку и тем, кто бросает перчатку Западу, полагает Алесин: «Никому не интересно приобретать дополнительные проблемы в транзитном государстве». Аналитик проводит параллель с ситуацией Швейцарии во время Второй мировой войны: наличие нейтральной зоны по-своему было выгодно разным сторонам того жесточайшего противостояния.


Повышаются шансы отвертеться от российской авиабазы

Да, а как повлияет обострение «войны миров» на вопрос о вероятной российской авиабазе в Беларуси?

Для России актуальность этого вопроса снижается, полагает Алесин. Запустив крылатые ракеты с Каспия по позициям ИГ, Москва удостоверилась, что в случае чего легко может достать подобным оружием и позиции ПРО США в Восточной Европе.

К тому же российская боевая авиация теперь широко задействуется в Сирии, в перспективе, возможно, понадобится, усилить ее присутствие в Центральной Азии, то есть в регионах, откуда прежде всего исходит угроза вооруженного экстремизма, говорит собеседник Naviny.by.

Таким образом, шансы Лукашенко как минимум заморозить вопрос о базе, а может и вообще отбиться от нее, возрастают. И позицию «база нам не нужна» тоже можно конвертировать в дивиденды от Запада.

Причем дивиденды вполне материальные. Как раз в эти дни белорусские чиновники ведут в Минске очередные переговоры с миссией МВФ об условиях получения кредита примерно в три миллиарда долларов.

И хотя МВФ формально вне политики, консолидированный голос стран евроатлантического сообщества способен сильно повлиять на судьбу кредита. А оно заинтересовано, чтобы Беларусь хотя бы в пределах возможного дистанцировалась от Москвы, в том числе и через отказ от размещения ее базы.

Парадоксально, однако, в свою очередь, Москве сейчас невыгодно чересчур давить на Лукашенко, потому что ее нужда хотя бы в условном союзнике также обостряется.

Вряд ли стоит сомневаться в том, что в белорусских верхах искренне выступают против международного терроризма. Вместе с тем очевидно, что обострение геополитических коллизий раз за разом открывает Минску дополнительные возможности маневрировать на внешней арене. Да и на внутренней арене чувствовать себя увереннее.

Другое дело, что даже искусная игра на геополитическом раскладе сама по себе не решает проблем развития Беларуси, руководство которой стремится законсервировать модель вчерашнего дня.



Александр КЛАСКОВСКИЙ
←Польша может отказаться от приема беженцев после терактов в Париже

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика