Незабываемое. 13 событий, явлений и инициатив, которыми запомнилось нынешнее правительство
Давно (а может, и никогда) в Беларуси не было такого разношерстного правительства. Люди старой закалки и новых веяний, очевидные умницы и загадочные личности, изумляющие своими «вербальными интервенциями». Большинство из них наверняка останется в составе нового кабинета, который уже скоро назначит президент. Некоторые (на этом месте каждый подумал о своем) — уйдут. TUT.BY провел ревизию своих впечатлений и вспомнил 13 событий, явлений, решений и инициатив, которые останутся надолго в памяти народной.
1. Миротворческое потепление
Ответственный: Министерство иностранных дел во главе с Владимиром Макеем
В отношениях с Евросоюзом, несмотря на «холодок» после 19 декабря 2010 года, внешнеполитическое ведомство шаг за шагом работало над нормализацией отношений. И вот результат — запуск переговоров об упрощении визового режима, возобновление диалога по правам человека, проведение пяти раундов консультаций по модернизации и готовящаяся приостановка европейских санкций.
Самое неожиданное и потому впечатляющее достижение белорусской дипломатии — превращение Минска в переговорную площадку по украинскому кризису. В белорусской столице не только регулярно встречается контактная группа (Украина-Россия-ОБСЕ), беспрецедентным визитом отметились главы стран Нормандской четверки.
Ну и наконец, вишенкой на торте заслуг белорусского МИД стал тот факт, что ведомство первым поздравило Светлану Алексиевич с нобелевской премией по литературе. Хорошо, что не единственным.
2. Гибкий рубль
Ответственный: Нацбанк во главе с Павлом Каллауром
После очередной девальвации, состоявшейся на рубеже 2014−2015 годов, Нацбанк, который как раз в этот непростой период возглавил Павел Каллаур, решительно отказался от жесткой фиксации обменного курса, слишком дорого обходившейся стране. Сперва курс сделали более гибким, привязав к корзине из российского рубля, доллара и евро. А с июня под ехидные комментарии скептиков валютный рынок перешел на торги с использованием двойного непрерывного аукциона. «Чтобы она (курсовая политика. — TUT.BY) была еще более прозрачна и ей было еще большее доверие», — пояснил переход к новому механизму Каллаур. Несмотря на скепсис, переход прошел вполне безболезненно, а августовская девальвация вполне может претендовать на эпитет «идеальная» — впервые заметное ослабление курса рубля не сопровождалось дефицитом валюты, товаров, паникой и ажиотажем. Если ранее на валютном рынке постоянно сжималась пружина, которая выстреливала резкими падениями курса, то сейчас диспропорции не копятся, рынок мгновенно реагирует на внешние вызовы.
3. Силовой нажим
Ответственные: КГБ во главе с Валерием Вакульчиком, Следственный комитет во главе с Валентином Шаевым, Генпрокуратура во главе с Александром Конюком
Экономический блок, в глубине души ратующий за проведение структурных преобразований, не смог проявить настойчивость в отстаивании своей позицию на более высоком уровне. Оказалось проще взять под козырек и следовать по ранее утвержденному маршруту Администрации президента, согласно которому госсектор будет оставаться в приоритете, а частный — выживать сам по себе.
Зато частному бизнесу много внимания уделили силовики. Массовые проверки обернулись задержаниями ряда знаковых персон (Зуховицкий, Муравьев, Япринцев etc). В итоге недовольство бизнеса назойливыми действиями со стороны прокуратуры, МВД, КГБ, КГК было рассмотрено на совещании у Александра Лукашенко. Но ситуация анализировалась на примере МТЗ. Будь на его месте частное предприятие и менее влиятельные лоббисты сомнительно, чтобы этот вопрос поднимался бы в такой плоскости.
4. Налог на тунеядство
Ответственные: Минтруда и соцзащиты во главе с Марианной Щеткиной, Министерство по налогам и сборам во главе с Сергеем Наливайко.
При этом составе правительства документ, направленный против иждивенцев, который многие считали невозможным, стал реальностью. Выгоду от него пока просчитать сложно: точное число потенциальных плательщиков еще не озвучено, но известно, что каждому из них придется заплатить в казну в 2016 году по 3,6 миллиона рублей. А вот социальные последствия можно оценить уже сейчас. Во многом именно благодаря активности этих самых тунеядцев мы увидели очереди в центры занятости, а уровень официальной безработицы впервые с 2007 года превысил 1%.
5. Минторг разбушевался
Ответственный: Министерство торговли во главе с Валентином Чекановым
Указом президента № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» Минторг, который, по слухам, даже планировали ликвидировать, получил право приостанавливать на срок до 90 дней работу магазинов в случае выявления «нарушений законодательства в области санитарно-гигиенического благополучия, законодательства о торговле и общественном питании, в сфере ценообразования». И не преминул этим правом воспользоваться, причем многократно. Закрытыми оказывались популярные забегаловки и солидные рестораны, строительные гипермаркеты и обувные магазины. Самой масштабной «карательной операцией» министерства должно было стать приостановление на 90 дней деятельности 177 магазинов «Доброном», что могло стать смертным приговором сети. И хотя закрытие не состоялось, впечатлительные бизнесмены спешат следовать руководящим указаниям. К примеру, поклонникам белорусской техники и обуви теперь можно без проблем отовариться в любом серьезном профильном магазине.
6. Семейные капиталисты
Ответственные: Минтруда и соцзащиты во главе с Марианной Щеткиной
В этом году появился новый вид пособия для многодетных семей. Если третий (четвертый
7. Антинаркотические декреты
Ответственный: МВД во главе с Игорем Шуневичем
С 1 февраля 2014 года в Беларуси вступил в силу «антимаковый декрет», давший государству монополию на оптовую торговлю семенами мака, из которых можно получить опиум — сильнодействующий наркотик. За нарушение условий хранения и перевозки семян мака теперь грозит и штраф, и конфискация автомобиля.
По данным МВД, до принятия декрета доля опиума на наркорынке составляла 60−80%, после — упала ниже 10%. Однако молодые потребители стали массово пробовать более дешевые и сперва казавшиеся менее опасными и почти «легальными» курительные смеси.
Впечатление это резко изменилось, когда летом 2014 года в Гомеле, попробовав курительную смесь, двое приятелей вырезали глаза своему другу. О проблеме синтетических смесей заговорили правоохранители, медики и педагоги.
МВД жестко взялось за тему, и в конце прошлого года президент подписал еще один антинаркотический декрет, которым увеличен максимальный срок лишения свободы за сбыт наркотиков до 25 лет, а возраст наступления уголовной ответственности за это преступление снижен с 16 до 14 лет.
За употребление наркотиков были введены штрафы, хотя разработчики настаивали на уголовной ответственности и для потребителей. Юристы, психологи и общественные деятели в целом положительно оценили меры, предпринятые властями против распространения психотропов.
«Люди перестали умирать и резать друг друга. Мы считаем, что это первая отвоеванная позиция», — отметил Шуневич.
8. Болонский процесс
Ответственный: Министерство образования во главе с Михаилом Журавковым
Беларусь шла к вступлению в Болонский процесс долго, но вяло. Первую заявку на участие наша страна подала еще в 2011 году. Ее отклонили, а вопрос заморозили до 2015-го. В этом году Минобразования, которое в декабре прошлого года возглавил активный, креативный и заметно более предшественников открытый общению с прессой Михаил Журавков, вновь заявило о желании присоединиться к единому европейскому образовательному пространству. Преодолеть процедуры удалось на удивление быстро.
В мае Беларусь наконец стала участником Болонского процесса.
Белорусские студенты получили больше возможностей для программ обмена, а преподаватели — для стажировок за рубежом. Теперь есть шансы, что дДипломы белорусских вузов теперь начнут признавать европейские университеты, а сами вузы смогу приглашать лекторов из-за границы.
9. Алкогольный реверс
Ответственный: Минздрав во главе с Василием Жарко, Минторг во главе с Валентином Чекановым, МВД во главе с Игорем Шуневичем
До недавнего времени правительство жестко лоббировало «трезвость — норму жизни». Была разработана госпрограмма по борьбе с пьянством на 2011−2015 годы, существенно ужесточили наказание для нетрезвых водителей — вплоть до конфискации авто и лишения свободы сроком до 10 лет.
Подумывали даже о том, чтобы запретить продавать спиртное лицам моложе 21 года. Кроме того, по всей стране хотели ввести общие ограничения по времени продажи алкоголя — с 9.00 до 22.00. В качестве эксперимента этот запрет был опробован в Минске: любителям ночного алкошопинга с начала лета пришлось менять свои привычки. Наконец, была поставлена жирная точка по вопросу скрытой рекламы производителей алкоголя и табака.
После того как Лукашенко резко раскритиковал действия правительства по защите внутреннего алкогольного рынка, риторика чиновников изменилась. В Минске и регионах начали отменять запреты на ночную торговлю алкоголем. Общепит заставили вдвое расширить ассортимент белорусского спиртного. Последовательная борьба с пьянством в Беларуси проиграла интересам торговли.
10. Хоккейный бум, бедовый стадион
Ответственный: Министерство спорта во главе с Александром Шамко
Чемпионат мира по хоккею прошел в Минске в мае 2014-го, и хозяев сложно было в чем-то упрекнуть — турнир, который побил рекорд посещаемости мировых форумов, организовали отменно. Для туристов сделали безвизовый въезд, иностранные гости не скупились на комплименты, да и национальная сборная не подкачала, заняв 7-е место.
За время нахождения Шамко на посту министра спорта в Беларуси было проведено еще несколько крупных международных форумов, среди которых выделим чемпионат Европы-2013 по боксу в Минске, юниорский чемпионат мира по биатлону в Раубичах, а также биатлонную «Гонку легенд» и международный полумарафон по столичным улицам в сентябре нынешнего года.
Но вот чего Александру Шамко не удалось осуществить, так это завершить реконструкцию бедового стадиона «Динамо». Вообще-то, это, наверное, не его прямая вотчина. И до сих пор нельзя толком понять, кто за этот проект отвечает. И, как обычно бывает в таких случаях, у семи сварливых нянек дитя оказалось без глаза.
В последнее время, правда, дело вроде сдвинулось. А министр Шамко, по его собственному признанию, за ходом реконструкции ежедневно наблюдает из окна своего рабочего кабинета. «Буквально в прямом эфире. Все технические решения приняты, ответственные лица назначены. Я в том числе держу ответ за ход работ на „Динамо“ на уровне правительства. Никаких тревожных факторов пока нет, и надеюсь, что их и не будет в дальнейшем», — надеется Шамко.
11. Лечитесь отечественным
Ответственный: Министерство здравоохранения во главе с Василием Жарко
В области здравоохранения в последние годы немало шума наделали инициативы властей по выписке лекарств. В 2012 году Минздрав обновил безрецептурный список, в который изначально попали около 40% медпрепаратов (после замечания президента их доля увеличилась до 60%). В ведомстве пообещали наладить строгий контроль за отпуском лекарств по рецепту, чтобы белорусы относились к их покупке более ответственно.
Но не только борьба с самолечением оказалась на повестке дня. Несколько лет назад президент потребовал от правительства, чтобы к концу 2015-го наших лекарств на рынке Беларуси стало больше — с 25% до 50% в стоимостном выражении.
На совещаниях участникам фармрынка поначалу мягко предлагали отказаться от импорта препаратов, которые имеют белорусские аналоги. В 2014 году их обязали отчитываться об объемах импорта лекарств за прошлый год и планах закупок на текущий. Работников госаптек начали стимулировать продавать белорусские лекарства премиями.
В прошлом году вышло постановление, по которому рецепты у пациентов в аптеках провизоры должны забирать и хранить. Обязательным стал мониторинг назначений от врачей — насколько обоснованно они выписывают импортные лекарства. Рабочие места медиков рекомендовали очистить от логотипов зарубежных производителей медпрепаратов.
В результате белорусы стали жаловаться на дефицит привычных импортных лекарств. Зато правительство все ближе подошло к цели, поставленной президентом. По итогам первого полугодия, доля отечественных лекарств в денежном выражении увеличилась до 48,5%.
12. Из всех искусств, для нас важнейшим…
Ответственный: Министерство культуры во главе с Борисом Светловым
Александр Лукашенко в ежегодном послании народу в 2015 раскритиковал белорусский кинематограф, обеспокоившись тем, что наша индустрия кино работает на Россию, забывая о потребностях своего народа. От Светлова глава государства потребовал «нормальных фильмов, песен и сказок».
Результатом пристального внимания к кино стала разработка законопроекта, по которому кино в Беларуси можно будет снимать только с разрешения Минкульта. В министерстве уверяют, что цель работы — усовершенствование системы господдержки кинематографа. Сами кинематографисты от таких инициатив не в восторге, считая ее цензурой, которая только навредит киноиндустрии.
Какое кино делают за бюджетные средства, уже понятно: в октябре вышел в прокат скандальный фильм «Мы, братья», который выиграл национальный конкурс кинопроектов и получил около 2 млн долларов из бюджетных средств. По версии режиссера Уильяма Де Виталя и министра культуры Светлова, фильм оказался удачным и продвигает наш кинематограф в мире. А вот ожидания зрителей он не оправдал: они критиковали диалоги, сценарий и искажение событий «Плошчы» 2010 года.
13. Нормализация интернет-СМИ
Ответственный: Министерство информации во главе с Лилией Ананич
Приравнять интернет-издания к СМИ де-юре предшественнику Лилии Ананич Олегу Пролесковскому не удалось, хотя он возглавлял это ведомство более четырех лет. Министром информации Ананич была назначена в июне 2014 года, а уже 17 декабря депутаты сразу в двух чтениях приняли поправки в Закон о СМИ. Интернет-издания получили официальный статус СМИ и перспективу быть заблокированными по решению Мининформа. Причем основанием для этого могут быть не только два и более предупреждения в течение года, но и однократное распространение информации, запрещенной или ограниченной к распространению законодательными актами, а также непринятие мер по одному законному требованию госоргана.
Через несколько дней — после того, как был введен 30-процентный налог на покупку валюты — руководителей негосударственных изданий пригласили на встречу с министром информации, на которой Ананич предупредила об ответственности и заявила: «Мининформ можно не любить, но жаловать придется». Ощутить изменившиеся условия работы некоторые интернет-ресурсы смогли сразу же: по непонятным причинам доступ к ряду сайтов был затруднен в течение нескольких дней. Впрочем, Миниформ свою причастность к этому отрицал, да и вступить в силу новый закон к тому времени еще не успел. Зато именно по решению Министерства информации в июне 2015 года был заблокирован доступ к ресурсу kyky.org: «ввиду размещения информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь». Регулятору не понравился мат в комментариях, материалы на тему религии и мнение бизнесмена Александра Кныровича о Великой Отечественной войне, размещенные на сайте. Через неделю, после того, как проблемные материалы с сайта удалили, доступ к ресурсу был восстановлен.