Выбор после выборов. Между плохим и очень плохим

Источник материала:  
18.10.2015 11:35 — Новости Политики

Несмотря на благополучный для себя исход состоявшихся 11 октября президентских выборов, белорусская власть вряд ли чувствует себя спокойно. Возникло новое напряжение в отношениях с Москвой, а Запад не торопится осыпать благами.

Выбор после выборов. Между плохим и очень плохим


На первый взгляд, электоральная кампания с точки зрения внешнеполитических последствий прошла для официального Минска удачно, особенно по сравнению с предыдущей. В самом деле, на этот раз отношения с Россией в предвыборные месяцы складывались более мирно, а по завершении кампании вроде бы удалось избежать новой конфронтации с Западом.

В то же время торжественной атмосферы не ощущается, что, как представляется, вполне объяснимо, поскольку белорусское руководство все равно находится в весьма непростом положении.

При этом следует признать, что на сей раз грубых тактических ошибок оно не совершало, а сложившаяся ситуация стала следствием не зависящих от властей внешних обстоятельств. Другое дело, что к такому печальному итогу неизбежно вела вся предыдущая политика Минска.


Вопрос авиабазы осложняет отношения с Москвой

В прежние времена, если по каким бы то ни было причинам давление Запада усиливалось, всегда была возможность обратиться за помощью к Москве. Теперь же она сама сталкивается с весьма глубокими экономическими проблемами и в обозримом будущем с трудом может рассчитывать на смягчение западных санкций.

Более того, после неожиданного проявления российских агрессивных настроений у белорусских властей совершенно естественно могли возникнуть серьезные опасения по поводу своей собственной судьбы.

В свете этого дополнительную тревогу вызвала бесцеремонная декларация российского руководства о намерении создать авиационную базу на территории нашей страны. О том, что этот шаг не был согласован с партнером, наглядно свидетельствуют сначала длительное молчание белорусской стороны, а затем ее несколько неуклюжие попытки выйти из неловкого положения (Лукашенко заявил, что ничего о таких планах не знает).

И хотя главная цель Москвы в этом вопросе заключалась, скорее всего, в демонстрации своей готовности противостоять Западу любыми средствами, в том числе военными, нежели в стремлении показать Минску, кто главный, предвыборную кампанию Лукашенко вопрос базы явно омрачил.

Ведь эта кампания проводилась под лозунгом сохранения мира и стабильности, что на украинском фоне, безусловно, давало значительный эффект. Вместе с тем, население нашей страны со своим историческим опытом в достаточной степени осознает, что российская авиабаза может быть использована не только для обороны. Соответственно, наличие на ней ударных самолетов подразумевает и возможность удара по ним…

Поэтому негативное отношение значительной части белорусов к перспективе появления авиабазы, о чем говорят данные социологических исследований, никакого удивления не вызывает.

Конечно, белорусское руководство далеко не всегда учитывает общественное мнение. Но не учитывать его в обстановке резкого снижения жизненного уровня может быть рискованно.


Запад не торопится

После выборов Евросоюз выказывает готовность пересмотреть санкции против белорусских чиновников, однако пока намечено лишь приостановить их действие всего на четыре месяца. Несмотря на то, что все политзаключенные были помилованы еще в августе, сдержанность подхода ЕС удивления не вызывает: слишком часто европейские надежды на либерализацию в Беларуси оказывались несбывшимися.

Минск, разумеется, хотел бы продолжить политику лавирования, рассчитывая главным образом на некую материально-техническую помощь.

В принципе это не исключено, но наученные горьким опытом международные финансовые структуры могут потребовать взамен каких-то перемен в экономической сфере.

В общем, курс на сближение с Западом возможен, но для властей откровенно малоприемлем.


Реформы страшат

Как следствие, внешнеполитическая ситуация, в которой сегодня находится Беларусь, выглядит не слишком утешительно, особенно в условиях стагнации экономики. Хотя Москва пока в дотациях не отказывает, сомнительно, что она будет в состоянии продолжать спонсирование в тех же объемах и в течение длительного времени.

Кроме того, существует опасность, что при определенном стечении обстоятельств Кремль захочет повторить здесь украинский вариант. Причем его непредсказуемость позволяет предположить, что поводом для подобной попытки может стать даже малейший намек на сближение Беларуси с Западом. Который, кстати, несмотря на некоторое смягчение своей позиции, безоглядно бросаться на выручку не спешит.

Наконец, большие ожидания, связывавшиеся со значительным расширением торгово-экономического сотрудничества с государствами третьего мира, прежде всего с Китаем, также пока не оправдываются.

Таким образом, белорусское руководство, пожалуй, впервые встало перед неизбежным выбором между плохим и очень плохим. То ли ради получения западной поддержки идти на крайне нежелательные глубокие реформы во внутренней политике и экономике, то ли окончательно превратиться в сателлита Москвы, притом без малейшей уверенности как в наличии у той достаточных материальных ресурсов для продолжения субсидирования, так и в отсутствии экспансионистских намерений.

Казалось бы, здравый смысл должен подсказать, что первый путь предпочтительнее хотя бы в силу большей предсказуемости развития событий. К сожалению, практика последних двух десятилетий наводит на подозрение, что будет выбран второй.



Андрей ФЕДОРОВ

←Представители стран ОДКБ обсудили в Ереване вопросы сотрудничества в борьбе с наркопреступностью

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика