Представители ОБСЕ проводят пресс-конференцию по итогам выборов. LIVE
Наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ, ПАСЕ и ПА ОБСЕ представляют свой предварительный доклад по итогам выборов. Именно от их выводов может зависеть судьба санкций в отношении Беларуси. Мы ведем онлайн-репортаж с пресс-конференции.
Первым выступает Кент Харстед (Kent Harstedt), координатор краткосрочных наблюдателей ОБСЕ.
«Очевидно, что Беларуси еще предстоит длинный путь до демократических выборов», — начал он.
Кент Харстед поприветствовал освобождение политзаключенных, выразил надежду, что «эта страница истории перевернута», а также поблагодарил за теплый прием.
Однако он заметил, что надежда на прогресс в избирательном процессе не оправдалась.
Кент Харстед отметил, что в ОБСЕ надеются на серьезные реформы, и снова подчеркнул, что не было препятствий для работы.
Выборы он критикует за неравные условия для конкуренции, «лично разочарован» тем, что наблюдателей не допустили непосредственно к тому, чтобы видеть подсчет голосов.
Критикует также за отсутствие оппозиционеров в избиркомах.
Из позитивных моментов координатор ОБСЕ отметил то, что все кандидаты могли вести кампании по всей стране, а также нецензурируемые выступления по телевидению. А также то, что сам день выборов прошел мирно.
Кент Харстед вновь заявил, что надеется на серьезную реформу [избирательной системы], чтобы исправить очень серьезные недостатки. Он назвал это очень серьезной проблемой.
Следующим выступил глава наблюдателей ПАСЕ Реха Денемеч (Reha Denemeç).
Он отметил, что они не увидели давления на избирателей, увидели наблюдателей на участках.
Но «выборы это не только голосование», отметил он. Также надеется на реформы, с тем, чтобы была более конкурентная среда, и предложил помощь ПАСЕ в этом.
Глава наблюдателей ПА ОБСЕ Джим Уолш (Jim Walsh) согласился с прядущими спикерами. Отметил роль Беларуси в украинском урегулировании и сказал, что в связи с этим на нашу страну обращено больше глаз.
Он критикует за неясное законодательство в том, что касается формирования избиркомов: в итоге они оказались почти без оппозиции. А также за непрозрачный подсчет голосов и невозможность всем желающим кандидатам участвовать в выборах.
Глава миссии долгосрочных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ Жак Фор (Jacques Faure) полностью поддержал коллег.
Относительно правовых условий проведения выборов он сказал, что они почти не изменились с прошлых выборов.
Глава миссии с удовлетворением отметил приглашение и гостеприимность со стороны государства, а также то, что ЦИК все делал вовремя и публиковал все данные на сайте.
Однако критично высказался по поводу:
- вмешательства исполнительной власти, непрозрачности законодательства — особенно во время досрочного и выездного голосования,
- непрозрачных условий формирования избиркомов, которые дали возможность местным властям действовать по своему усмотрению,
- более выгодных условий по сбору подписей, созданных для президента, и неясных условий проверки собранных подписей.
Жак Фор отметил, что впервые была женщина как кандидат и отметил также широкое присутствие женщин в избиркомах.
Он заметил, что большинство наблюдателей представляли организации, финансируемые государством. И вообще наблюдатели не могли видеть все этапы работы избиркомов.
Глава миссии пообещал вскоре подготовить окончательный доклад с рекомендациями и предложил помощь ОБСЕ в выполнении Беларусью своих обязательств.
Из зала прозвучал вопрос про кота Барсика, которого пытались выдвинуть в президенты.
Жак Фор говорит, что не только в Беларуси так случается, что люди шутят над выборами. У него в молодости кто-то выдвигал какое-то животное на должность декана факультета.
Вопрос от газеты «Звязда».
Журналистка спросила, не пора ли западным политтехнологам изменить подходы к Беларуси: белорусы же выбрали своего президента, он набрал большинство голосов.
Наблюдатели в ответ пошутили: «Это вопрос или реплика?»
Журналистка настояла, что вопрос.
Харстед ответил, что мы все заинтересованы в процветании Беларуси, но наблюдателей сюда пригласили по конкретному делу — посмотреть как выполняются общие для всех членов ОБСЕ обязательства.
Вопрос от БелТА про бойкот, призывы к бойкоту и несанкционированные акции, на которых призывали к бойкоту.
Снова отвечает Харстед. Он говорит, что по общему правилу мы призываем людей голосовать, но в свободном обществе у людей есть право не доверять политическому процессу и не участвовать в выборах.
Добавляет Глава наблюдателей ПА ОБСЕ Джим Уолш. Он отмечает, у людей есть право призывать к бойкоту, но он сам выступает за бóльшее участие в избирательном процессе. «Если люди не участвуют, результаты не репрезентативны».
И заканчивает ответ на том, что первично должно быть право человека призывать к бойкоту.
Вопрос от «Радио Свобода» о том, были ли сами спикеры, присутствующие сегодня на пресс-конференции, на участках во время подсчета голосов.
Кент Харстед говорит, что были, но не могли видеть. «Когда стоишь там и не видишь подсчета, начинаешь задаваться вопросом: «Что я здесь делаю?»
Координатор ОБСЕ замечает, что ЦИК обещал им прогресс в этом вопросе, но на самом деле все очень отличалось от избиркома к избиркому. По его словам, 30% их наблюдателей не могли видеть подсчет голосов. Такие же проблемы были у внутренних наблюдателей. Он говорит, что сам лично очень разочарован этим.
Джим Уолш добавляет, что «не уверен, что бюллетени в урнах для досрочного голосования на самом деле были действительно заполнены избирателями».
Вопрос от Associated Press о большом досрочном голосовании.
Координатор краткосрочных наблюдателей ОБСЕ говорит, что есть слухи, что на людей давили в ходе досрочного голосования.
Жак Фор замечает, что это не только нарушило общие обязательства, но и «определенные обещания, которые мы получили в начале кампании».
Он также жалуется, что многим из наблюдателей ОБСЕ не давали наблюдать близко. Говорит, что некоторым все-таки давали такую возможность, а значит, все зависит от политической воли.
Вопрос от «Еврорадио», есть ли политическая мотивированность в оценках наблюдателей ОБСЕ, как утверждают белорусские власти.
Отвечает Кент Харстед: «Мы работали объективно. Мы знаем, что многое происходит вокруг Беларуси в сфере геополитики, но это не наше дело».
Он говорит, что на них не было политического давления, и надеется, что к результатам их работы отнесутся конструктивно и сделают выводы в Беларуси.
Джим Уолш отметил, что единственное, что их волновало, — насколько Беларусь выполняет свои собственные обязательства.
Жак Фор добавил, что у них очень строгая методология: они проверяют факты, они не работают со слухами.