"ООН - это мы. Хватит прятать голову в песок". О чем говорил президент в Нью-Йорке в 2000, 2005 и 2015 годах
Первый президент Беларуси Александр Лукашенко в третий раз обратился к миру с трибуны ООН. В 2000 году он выступил на Саммите тысячелетия, в 2005-м — на юбилейной 60-й Генассамблее ООН, и, наконец, совсем недавно — на 70-м саммите Организации Объединенных Наций.
TUT.BY собрал яркие цитаты президента со всех трех саммитов, чтобы проследить эволюцию взглядов белорусского руководства на самые острые проблемы современности.
2000: Высокомерно делить народы на учеников и учителей
— Страны и народы, как и люди, наделены Всевышним равными правами на свободу, мир и безопасность, на достойную жизнь. Между тем, в течение многих веков небольшая группа государств вершила судьбы мира, рассматривая остальные нации и народы как бесправную массу.
— В полной мере познав ужасы разрушительных войн, Беларусь не может безучастно относиться к попыткам сломать складывающийся стабильный миропорядок, нарушить геополитическое равновесие в мире, вернуть время, когда государства делились на страны первого и второго сорта.
— В последнее время предпринимаются усилия сколотить некий «клуб избранных», в который не попадает большинство государств мира. Ничего хорошего для реального поощрения демократии и прав человека эта высокомерная попытка деления народов на «учителей» и «учеников» не дает и не может дать.
— Пока, к сожалению, в международных отношениях мы сталкиваемся со все более частыми попытками сильных мира сего «причесать» всех под одну гребенку, отрицая любую национальную и региональную специфику, которая не укладывается в привычные рамки «западного образа жизни». Сомневаюсь, что подавляющая часть Объединенных Наций согласится с таким высокомерием.
2005: Не прятать по-страусиному голову в песок
— Сегодня мир однополярен. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: разгромлена и исчезла с карты Европы цветущая Югославия; многострадальный Афганистан превратился в очаг конфликтов и наркотрафика; кровавая бойня в Ираке продолжается по сей день. Страна стала источником нестабильности огромного региона; взяты под оружейный прицел Иран и Северная Корея.
— Выбор моего народа нравится не всем. Не нравится тем, кто стремится управлять однополярным миром. Как управлять? Если нет конфликтов — создать их. Если нет предлогов для вмешательства — создать виртуальные предлоги.
— Комиссия по правам человека штампует резолюции по Беларуси, Кубе, другим странам. Пытаются навязывать их и Генеральной Ассамблее ООН.
— Совсем недавно нам с вами в соседнем зале показывали карты и схемы с оружием массового уничтожения в Ираке. Где оно, это оружие? Его нет. А Ирак разбомблен, растерзан, люди доведены до предела отчаяния. Террористы угрожают применением оружия массового уничтожения против городов Европы и Америки.
— Под предлогом борьбы с бен Ладеном ракетами и бомбами растерзали Афганистан. Поймали «главного террориста» планеты? Где он?
— Главы уничтоженных Югославии и Ирака по неподтвержденным абсурдным, надуманным обвинениям брошены в тюрьмы. Так удобнее спрятать правду об уничтожении их государств. Суд над Милошевичем давно стал карикатурой. Саддам Хусейн вообще, как в мире дикарей, отдан на милость победителя. Их права некому защитить, кроме ООН, потому что их государств уже нет, они уничтожены.
— Кто сможет положить этому конец? Кто потребует от США прекратить нападки на Кубу и Венесуэлу? Эти страны сами определят, как им жить.
— Будем честными до конца. Нельзя прятать по-страусиному голову в песок. ООН — это мы. Именно мы с вами должны взять судьбу планеты в свои руки.
2015: Маячит призрак большого конфликта
— Беларусь будет и далее привержена истинным правам человека. Но хочу откровенно сказать: мы никогда не позволим, чтобы нам навязывали так называемые права человека и политизировали их.
— Политика гегемонизма, национального эгоизма приводит к широкому использованию давления, санкций, ограничений и военным акциям. Как результат — мы теряем доверие друг к другу.
— Под предлогом наличия ядерного оружия в Ираке известные государства решили демократизировать Ирак. И где это ядерное оружие? Где демократия в Ираке? Зачем убили президента Ирака? Где вообще та страна и какое будущее иракского народа? На территории этого государства стало людям жить лучше? Нет.
— Вы, виновные, скажете, что ошиблись, надо бы остановиться. Но опять же нет, пошли дальше. Начали с Туниса и закончили Ливией. Сценарий тот же. Распяли президента Каддафи, уничтожив государство. В Ливии стало лучше? Нет. И где это Ливия вообще как целостное государство? Господа, может быть, хватит? Нет. Рванули в Сирию. Спрашивается: зачем? Зачем вы убиваете людей? Зачем свергаете действующего Президента? Чем он вам не угодил?
— Если не остановим кровопролитие в Европе, братоубийственную бойню, допустим эскалацию этого конфликта — жарко будет всему цивилизованному миру.
— Но ведь главы государств, совершающих кощунства, все верующие, даже многие публично молятся. Но господь же видит все. И он справедлив. А если разозлится и накажет виновных? Вас, ваши народы, которые пострадают безвинно за ваши авантюры.
— Похоже, что глубинный источник этих кризисов и угроз один: искусственный культ индивидуальных прав и свобод человека в ущерб общественным интересам. Прикрываясь лозунгом прав человека, оправдываются свержение правительств, разрушение государств и войны за ресурсы.
— Только через самоограничения можно обеспечить благо и защиту для всех: и сильных, и слабых. Это и есть суть международного права, которое является единственной альтернативой «закону джунглей».
— Скажу честно: нас очень волнуют происходящие в ряде стран процессы разрушения традиционной семьи. Особенно не нравится, когда нам предлагают признать определенные отступления от норм морали и разные социальные «новации» в качестве естественных. Не хочу углубляться в эту проблему. Боюсь увязнуть, и потом подвергнуться излишней критике, но так и хочется при этом спросить: детей-то кто рожать будет?
— Меньше всего я хочу, чтобы мои слова с этой трибуны во второй день еще раз прозвучали пророчески, но сегодня нельзя избавиться от ощущения, что в мире маячит призрак очередного большого конфликта, если не войны. Нам нельзя допускать, чтобы этот зловещий призрак стал явью!