"Майдан хотите устроить?". TUT.BY провел два дня со сборщиками подписей за оппозиционера

Источник материала:  
05.08.2015 14:08 — Новости Политики
Политики вместе со своими активными сторонниками вышли на улицы. Их задача – набрать до 21 августа не менее ста тысяч достоверных подписей за свое выдвижение кандидатом. Поставить галочку в день голосования можно будет только за тех, кто с этим справится. Корреспондент TUT.BY присоединился к сборщикам подписей за одного из оппозиционных претендентов, Анатолия Лебедько, чтобы своими глазами увидеть, как люди реагируют на предложенную им альтернативу.
 

Пришли лично

"Выборов нет, но выбор есть!" – громко вещал Лебедько в "командирское орало". Под развевающимся партийным знаменем он активно критиковал власть. Минск, полдень, главный вход ГУМа. Проходящие мимо люди с удивлением смотрят на этот разгул демократии. Такое у нас происходит раз в несколько лет.
 


 
Немногие подошедшие к столикам прохожие оказываются под прицелом сразу нескольких фото и видеокамер, журналисты работают активно. "Люди пугаются камер и не подходят", жалуются активисты за столиками. Операторов в штатском, кстати, замечено не было.
 
Поставленным голосом Лебедько рассказывает прохожим о новой правительственной поликлинике за 100 миллионов бюджетных долларов, грядущем экономическом кризисе и зарплате не более 300 долларов к концу года. "Молодые, талантливые люди массово уезжают из Беларуси, ситуация в экономике постоянно ухудшается. Правительство набрало кредитов, а отдавать их вам! Нельзя просто сидеть на диване и смотреть на это!" говорил Лебедько.
 

 
Его ораторские способности явно увеличивали поток желающих поставить свою подпись. Активисты на месте придумывают записать речь Анатолия на магнитофон и включать запись на всех пикетах сразу. Для привлечения внимания. В некоторые моменты к столикам даже образовывалась очередь. К команде Лебедько вскоре присоединились пикеты Татьяны Короткевич, Виктора Терещенко и Александра Лукашенко
 


Новый круг

Площадка возле ГУМа – знаковое для нашей политики место. Одно из лучших в Минске для сбора подписей. Стоя на том же месте с тем же флагом, сложно удержаться от сравнения сегодняшней ситуации с событиями пятилетней давности.
 
Тогда сама возможность вот так просто на улице стоять с бело-красно-белым флагом, свободно говорить с людьми выглядела чем-то уникальным, вроде открытого окна в душной комнате. Автор этих строк был членом инициативной группы Ярослава Романчука. У нас были фирменные желто-зеленые жилетки, напоминавшие форму Зеленстроя. На спине был большими буквами начертан слоган "Построим новое, сохраним лучшее!"
 
Сегодня этот лозунг использует в своей программе другой кандидат от Объединенной гражданской партии – Анатолий Лебедько. А на майках активистов теперь написано про миллион новых рабочих мест. Это тоже один из тезисов программы Романчука, на основе которой была написана президентская программа Лебедько.
 
Сегодня высказывать эти идеи можно относительно свободно, окно снова открыли. Но надежды на перемены оппозиционеры не питают, но стараются использовать возможности общения с избирателями по максимуму. Избиратели же отвечают скептическим "Что вы можете изменить?".
 
Проблем добавляет и "бюджетность" кампании. Средств у кандидатов намного меньше. Пять лет назад за одну подпись в поддержку Романчука активист получал 1–1,3 доллара. Пикет возле ГУМа собирал в день несколько сотен подписей. Неплохой стимул, верно? Когда понадобилось найти новых людей в команду сборщиков, я просто разместил объявление на rabota.tut.by и без проблем нашел достаточно желающих стать активистами за такие деньги.
 
Сегодня за Лебедько собирают подписи исключительно волонтеры. Работает только за идею, конечно, меньше активистов, чем за вознаграждение. Но они лучше, считает сам политик.
 
"Калі ёсць грошы, не бачна розніцы паміж чалавекам з перакананнямі і такім "французскім легіёнам". Зараз мы можам зразумець, якая колькасць людзей у нашай партыі ды ў грамадстве гатовая працаваць не за грошы, а праз свае перакананні. Таму, што лічаць гэта правільным", – считает Лебедько.
 
Очень часто люди задавали один и тот же вопрос: зачем идти на выборы, результат которых заранее известен? "А хто, калі не мы? Хто будзе даносіць да грамадзян інфармацыю пра стан эканомікі у краіне? Хто будзе збіраць доказы, што выбары былі не сумленнымі? Зауседы варта рабіць тое, што магчыма", – отвечает Лебедько.
 
Многие подписавшиеся за альтернативного кандидата, объясняли свой выбор – "пусть хотя бы попытаются". Отходили от стола со вздохом "все равно ничего не изменится".

Л против Л

Меняем локацию – от ГУМа перемещаемся на Немигу. Тут нет журналистов и стоит только два пикета. За Лебедько и за Лукашенко. У первого – самодельный складной столик и стойка с информацией о кандидате. Сторонники Александра Григорьевича экипированы куда лучше. У них и стойки хорошие, и фирменные зонтики с куртками ни случай дождя.
 


 
С улыбкой действующий руководитель смотрит с предвыборного плаката. А рядом грустными глазами смотрит на прохожих Анатолий Лебедько. "Почему такой грустный кандидат у вас?" – спрашивают прохожие. "Вот такой вот получился, лучшее фото для плаката выбрали", – отвечает член штаба кандидата.
 


На пикете Лебедько мы уже были, заглянем на пикет Лукашенко. Там предусмотрен интересный интерактив – в папке "проблемы и наказы граждан" каждый желающий может свои пожелания по улучшению жизни в стране.
 
"Все наказы будут рассмотрены на высоком уровне и мнение граждан обязательно учтут. У нас в стране мнение граждан всегда учитывается", – говорит мне активистка Татьяна. Она первый раз участвует в сборе подписей и готова потратить на это свой отпуск. "Я все равно в городе, почему бы не заняться таким важным делом. Я считаю, что могу улучшить жизнь в нашей стране, если помогу Лукашенко переизбраться на новый срок. Ведь благодаря нему у нас такая ситуация в стране".
 

 
Оба пикета начали работу практически одновременно. На обоих порой образовывались очереди, а порой было совсем тихо. Ради эксперимента засекаем час времени – какой пикет соберет больше подписей?
 
За этот час к сборщикам подходят совершенно разные люди. Кто то просто подает паспорт и ставит подпись, а кто-то заводит спор о политике на полчаса. За обоих кандидатов подписывается и молодежь и старшее поколение. "Только за Лукашенко, за кого же еще?" – говорит пожилая женщина, доставая паспорт.
 
"Хочется увидеть движение страны вперед, развитие. Услышать альтернативные точки зрения. Если люди хотят высказать свою точку зрения и побороться за место президента, то почему бы не дать им шанс?" – сказала девушка Ульяна, ставя подпись за Лебедько.
 


 
Через час подсчитываем подписи. За Лебедько подписались 32 человека, за Лукашенко – 15.
 

Если гора не идет к Магомету…

Можно ждать, что люди придут к тебе или самому идти к людям. В предвыборной кампании эти два подхода означают пикеты и поквартирный сбор подписей. Пикетировать сейчас удобно и приятно: тепло, никуда не надо ходить, заинтересованные люди сами подойдут и поставят подпись. Только вот готовые подписаться люди сделают это за первые пару недель. От этого темпы сбора подписей на пикетах постепенно снижаются. Желающим собрать заветные сто тысяч автографов, нужно искать сторонников по месту их жительства.
 
С портретом Лебедько и активистом ОГП Димой Ковалгиным отправляемся по квартирам теплым летним вечером. Ради эксперимента посетим жителей центра и окраины: есть ли разница в отношении к оппозиционным политикам у жителей разных районов?
 

 
Начать мы решили со знаменитого "Дома Чижа". Собственниками квартир в этом доме являются многие известные и состоятельные люди. Однако поинтересоваться их мнением не удалось. Бдительные консьержи в каждом подъезде отвечали одно и то же: дом еще не заселен, только идут ремонты. А на этих дорогих авто, стоящих во дворе, приехали строители, да.
 
Во дворе видим женщину с сумочкой Louis Vuitton. На предложение поставить подпись за Лебедько обладательница сумочки задумалась и сказала: "Извините, мы живем не в этой стране". И уехала на авто с белорусскими номерами.
 

"Мы вас всей душой поддерживаем"

Что ж, отправимся в соседний дом, вытянутый вдоль Сторожевской улицы. В двух последних подъездах этого дома можно встретить консьержей, а на этаже всего две квартиры. Бдительные дамочки и тут не хотят нас пускать, мол, все уехали в отпуск. Но удалось прорваться – и обход начался. На третьей квартире появляется реакция: на предложение поставить подпись из-за двери послышалось лишь: "Мы вас всех душой поддерживаем". 
 
Всего удалось достучаться до жителей каждой десятой квартиры в подъезде. Хотя и пришли в семь вечера. "Отпускной сезон в разгаре", – говорит Дима. Во всех квартирах – отказ, как только люди слышат, что им предлагают подписаться за оппозиционного политика. "Нет, ребята, лучше не стоит", – ответила нам хозяйка одной из квартир.
 
В остальных подъездах этого дома нет консьержей и квартиры поменьше. Тут нам везет уже больше. Хоть и застать дома людей не удается, но все открывшие двери, подписываются. Житель одной из квартир Александр ставит подпись, не расспрашивая о кандидате. "Я постоянно читаю новости и представляю, кто идет на эти выборы. Но вы первые, кто приходит за подписью ко мне домой", – говорит он.

В эту кампанию поквартирный обход используется намного менее активно, чем в 2010 году. Тогда, например, в штабе Романчука была большая карта города с разделением на сектора. Каждый желающий собирать подписи брал себе свободный сектор и мог работать только в нем. Чтобы в одну и ту же дверь сборщики не постучались дважды. Сейчас в штабе Лебедько такой карты нет, так как большинство активистов работает на пикетах. На организацию масштабного поквартирного сбора у оппозиционных политиков не хватает ресурсов. Да и эффективность поквартирного обхода в отпускной сезон очень низкая. Сборщик потратил почти весь вечер ради нескольких подписей.


 

"Майдан хотите устроить!"

Может, в спальном районе повезет больше? По пути домой выбираем обычный шестнадцатиэтажный дом в Малиновке. Собирать подписи в них удобно: один раз попал в подъезд – и обошел сотню квартир. И никаких консьержей.
 
Веселье начинается с самого верхнего этажа. В ответ на звонок послышался лай большой собаки и недовольное "кто там?". Стоило нам заикнуться про сбор подписей, как из за двери послышалось: "Вы Майдан хотите устроить? Ничего я вам не подпишу!"
 
В дальнейшем мы слышали те же аргументы, что и на уличных пикетах. "Если люди хотят изменить страну и побороться, то надо хотя бы дать им шанс", – говорят те, кто ставит подпись. "Это все бессмысленно, ничего не изменится, да и не надо", – так чаще всего мотивируют отказ. Находится место классическому: "Я вам сейчас подпишу, а меня потом вычислят и с работы уволят".
 
Итого дверь открыли в 16 квартирах, подпись поставили 10 человек. Совсем не густо. Кажется, что люди ставят подписи намного менее охотно, чем в прошлую президентскую кампанию. Время сбора также очень неудачное. А осталось у политиков осталось меньше трех недель..
←На Гомельщине планируют открыть около 1,1 тыс участков для голосования

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика