Майра Мора: Я понимаю и чувствую Беларусь, она стала частью моей жизни
16.07.2015 10:00
—
Новости Политики
Глава представительства ЕС Майра Мора в конце лета уезжает из Беларуси, проработав здесь суммарно десять лет: шесть – послом Латвии, четыре – представляя Евросоюз. TUT.BY расспросил ее о впечатлениях от Беларуси и белорусов, новой атмосфере в отношениях Минска и Брюсселя, санкциях, выборах и когда, наконец, будет готово соглашение об упрощении визового режима.
В самом начале интервью дипломат призналась в любви к Беларуси и рассказала, что с большой радостью возвращалась в страну в 2011 году уже на новую должность после короткого перерыва.
– Я понимаю и чувствую Беларусь. Это даже не часть моей карьеры, это часть моей жизни. Я не могу сказать, что мне жалко уезжать, это не то слово. Я понимаю, что мне нужно уехать. Поэтому дипломаты и проходят ротацию. Есть какой-то определенный срок, когда ты уже срастаешься со страной, и уже не всегда понятно, кого ты представляешь", – шутит Майра Мора.
Беларусь и ЕС стали го-во-рить
Говоря об эволюции отношений между Беларусью и Евросоюзом за годы ее службы в Минске, собеседница подчеркивает, что изменить их не под силу ни одному отдельно взятому дипломату – это дело политического руководства двух сторон.
– Дипломаты – это переговорщики. Мы устанавливаем связи и развиваем их. Мы можем улучшить атмосферу отношений. Если есть разногласия – признавать их и вместе решать. Как дипломат я всегда считала, что нужно го-во-рить. Это часть моей профессии.
С Беларусью, убеждена посол, как раз изменилась атмосфера взаимоотношений. Стороны начали говорить о проблемах, в том числе, и на самом высоком уровне. Спрашиваем, может ли причина этого быть в украинском кризисе, который, по мнению многих экспертов и официальных лиц, привел к новому восприятию Беларуси на Западе.
– Частично, но не только. Условиями откровенного разговора является доверие и взаимоуважение, а они могли возникнуть или нет вне зависимости от украинских событий. Эти условия должны существовать сами по себе.
Тем не менее, подчеркивает дипломат, ЕС высоко ценит "систематические и последовательные шаги Беларуси для стабилизации ситуации в регионе".
– Это важно как для самой Беларуси, так и для Украины, и для России, и для Европейского союза. Стабильность, мир, отсутствие войны – это искреннее желание Беларуси.
Все острые вопросы на столе
– Я не могу сказать, что ситуация внутри страны сегодня такая же, как и четыре года назад, когда я приехала на эту должность. Тогда было острое восприятие очень печальных событий декабря 2010 года. Были еще попытки протестов, которые подавлялись ("молчаливые акции" – TUT.BY). А сейчас воцарилась тишина и спокойствие.
Европейский дипломат не может назвать это позитивным изменением, потому что "часть народа, большая, маленькая – неважно, не может говорить о своих проблемах открыто или выражать свое недовольство в той или иной форме". Особенно протестная активность, по мнению Моры, снизилась после украинских событий.
Посол отвергает критику, которая иногда звучит в белорусской оппозиции, о том, что ЕС забыл о правах человека в Беларуси и подходит к сотрудничеству с сугубо прагматичных позиций.
– Острые вопросы, включая политзаключенных, никогда не пропадали из наших переговоров с белорусской стороной.
Вопрос, скольких человек Евросоюз считает политзаключенными, Майра Мора оставляет без ответа. Дипломат говорит, что белорусские власти хорошо знают, о ком идет речь, а привязываться к конкретной цифре в Евросоюзе принципиально не хотят.
Выборы и санкции – есть ли связь?
От президентской кампании, по ее словам, ЕС ждет прозрачных и честных выборов и равных возможностей для всех кандидатов в том, что касается общения с избирателями, а также – достаточного числа международных и внутренних наблюдателей.
– Выборы это очень важная точка отсчета. Это один вопрос – поддержка того или иного кандидата в процентном отношении, другой – соответствие выборов общепринятым стандартам. Это стандарты БДИПЧ ОБСЕ, под которыми подписалась и Беларусь. Они универсальны, они не специально разработаны для Беларуси.
По итогам предыдущих выборов, насколько я понимаю, наблюдатели БДИПЧ отмечали некоторые изменения к лучшему. Но пока они были недостаточными для признания выборов демократичными. Эти улучшения были отмечены и на последних выборах, но главным образом события, которые происходили после закрытия участков, привели к таким печальным последствиям.
По итогам предыдущих выборов, насколько я понимаю, наблюдатели БДИПЧ отмечали некоторые изменения к лучшему. Но пока они были недостаточными для признания выборов демократичными. Эти улучшения были отмечены и на последних выборах, но главным образом события, которые происходили после закрытия участков, привели к таким печальным последствиям.
В конце октября в Евросоюзу предстоит пересмотреть режим ограничительных мер в отношении Беларуси. По словам Майры Моры, предварительный отчет БДИПЧ ОБСЕ о выборах уже будет готов и может повлиять на принятие решения .
Спрашиваем у дипломата, почему в отношении официального Минска есть санкции, если их нет против стран, где ситуация с правами человека не лучше, чем в Беларуси. На эту же тему недавно высказался глава МИД Владимир Макей, заявив, что Минск "категорически против того, чтобы Беларусь рассматривалась, в отличие от других стран, под микроскопом".
Майра Мора сказала, что ей уже много раз приходилось отвечать на этот вопрос.
– Мой ответ всегда был такой. Да, в других странах тоже есть политзаключенные. Их даже больше. Я не буду сравнивать санкционные режимы, они разные. Но одно я могу сказать. В отношении Беларуси история глубже. Она тянется с 1996, 1997, 1999, 2001 годов. Это фон, на котором создавался сегодняшний [санкционный] список. Если можно выйти из этого заколдованного круга, уйти от этой цикличности, это было бы на пользу всем.
В нашем словаре не может быть слов "вы должны"
Комментируя последний саммит Восточного партнерства в Риге, дипломат напоминает, что там не удалось парафировать соглашение об упрощении визового режима и партнерство в сфере мобильности.
– Но нам нужно отойти от того, что на каждом саммите должен быть фейерверк и провозглашаться какие-то громкие победы. Смотрите на это, как, извините, в советское время – на отчетно-выборные собрания. То есть подведение итогов и анализ того, что проделано и надо делать в будущем. При всей сложной обстановке в регионе этот саммит прошел очень хорошо.
Кроме того, добавила Мора, саммит в Риге позитивно наложился на инициативу ЕС о пересмотре политики соседства (ЕПС) после десяти лет ее существования.
– Мы решили остановиться, посмотреть, подвести итоги и понять, что нужно менять.
Основной идеей пересмотра ЕПС станет дифференциация подходов к странам-партнерам Евросоюза в зависимости от их интересов. Ряд сторонников принципиальной позиции Брюсселя в отношении Минска заподозрили ЕС в готовности пойти на уступки белорусских властям и снизить уровень претензий. Глава европейской миссии с таким взглядом не согласна.
– Среди шести стран-участниц Восточного партнерства есть страны с разными целями. Некоторые хотят сближаться, некоторые – нет. Стричь всех под один манер неправильно.
Мне казалось, что на отношения с восточными партнерами, начиная с 2008-2009 года, наложило отпечаток последнее расширение Евросоюза.Тогда кандидатам на вступление говорили: вы должны делать так-то и так-то. Я как дипломат слово "должны" воспринимаю в штыки и считаю, что в нашем словаре его не должно быть. Это надо исправлять и это уже исправляется.
Ближайшие планы
При этом Майра Мора вновь подтвердила, что спорные вопросы не уйдут из повестки дня отношений Минска и Брюсселя. Как пример, она привела намеченный на начало осени диалог ЕС и Беларуси по правам человека. Первый и пока единственный раунд таких переговоров прошел шесть лет назад, и теперь будет возобновлен.
Кроме того, в течение последних двух лет Минск и Брюссель вели так называемые "консультации по вопросам модернизации". Евросоюз называет их "промежуточной фазой" сотрудничества. Всего за 2014-2015 годы прошло пять раундов этих консультаций по таким вопросам, как инвестиции, транспорт, энергетика, охрана окружающей среды, логистика, образование и права человека.
– Я думаю, в сентябре пройдет обобщающая встреча. В ходе этих пяти раундов были найдены точки соприкосновения, где Евросоюз может делиться опытом с Беларусью. Определены основные проблемы, которые объединены в так называемую матрицу. Наши европейские службы предложили конкретные формы сотрудничества и помощи по модернизации, передачи опыта, ноу-хау, технологий. Заключительный раунд поможет понять, какие из этих шагов и как будут осуществляться.
Отвечая на вопрос о ходе переговоров об упрощении визового режима, Майра Мора не стала углубляться в детали.
– Я не могу комментировать ход переговоров, которые идут. Есть вопросы технического характера, с ними надо разобраться. Я надеюсь, что выход будет найден. Не все эти технические вопросы решают МИДы, тут задействованы и МВД, миграционные и паспортные службы. Поймите и нас: вашему МИДу надо согласовать такого типа переговоры с некоторыми ведомствами, а нам – с теми же ведомствами, но из всех 28 стран-членов ЕС.
Белорусы – европейцы? Безусловно, а кто еще.
Дипломат была искренне удивлена вопросу, европейцы ли белорусы, и ответила не задумываясь:
– Безусловно! У Беларуси очень богатая и долгая европейская история. Беларусь – часть европейской истории. Территориально, по историческим событиям, по государственным формированиям в прошлом. Мою Латвию Ренессанс не достиг, а Беларусь достиг. То же европейское рыцарство в Беларуси. Зачем вообще этот вопрос: европейская ли нация белорусы? Какой еще она может быть?
Есть европейские черты и в характере белорусов, считает Мора.