Рейтинг президента подрос. А может оно и к лучшему?
02.07.2015 18:50
—
Новости Политики
Теперь, когда, прочитав заголовок, одни тролли понеслись на наш форум писать, что TUT.BY прогнулся под власть, а другие – кивать и благословлять отечественную стабильность, можно объяснить, что я имею в виду.
Новый июньский опрос НИСЭПИ почти не принес сенсаций. Все ключевые показатели остались там же, где были в марте: большинство белорусов чувствуют кризис, опасаются новой девальвации, не хотят протестовать, смотрят российские телеканалы и занимают соответствующую позицию в конфликте Киева и Москвы.
Интересным и отчасти неожиданным стало прекращение полугодового падения рейтинга Александра Лукашенко. После новогодней элегантной девальвации, начавшегося вслед за ней снижения реальных доходов и ВВП уровень поддержки власти начал падать с прошлогодних высот. И вот теперь почти вернулся к декабрьским, докризисным показателям.
Я не склонен преувеличивать значение этих небольших колебаний рейтинга. Абсолютно правы те, кто напоминают о 3% погрешности опроса и страхе белорусов откровенно отвечать на политические вопросы незнакомых людей с анкетами.
Если все-таки попробовать проанализировать, почему падение рейтинга прекратилось, причин может быть несколько. Некоторые белорусы отошли от шока после резкого весеннего похудания своих кошельков. Кого-то разочаровала неспособность оппозиции выступить единым фронтом и бросить реальный вызов действующей власти на грядущих выборах. Других могли убедить не полностью лишенные здравого смысла аргументы телевизора о том, что кризис вызван проблемами у соседей.
Но в этой ситуации последствия важнее причин. Не уверен, что президент лично ежеквартально знакомится с отчетами НИСЭПИ, но уверен, что для служебного пользования общественное мнение мониторят и государственные службы, особенно в предвыборный год. И вероятнее всего, получают аналогичные данные. Почему это важно? Мы снова возвращаемся к экономике.
Надеюсь, читатель простит самоцитирование, но после мартовского опроса, который зафиксировал продолжение падения рейтинга президента, я писал: "Данные опроса НИСЭПИ только побуждают президента метнуться в привычную сторону: с печатанием денег и полным обвалом экономики после выборов… 2015 год превращается для власти в игру нервов. И чем ближе к выборам, тем большим становится соблазн свернуть на проторенную, но от того не менее опасную для экономики страны, дорожку".
Дело в том, что этой самой экономике срочно нужны реформы. И деньги для этих реформ. Неслучайно в последние полгода экономические власти ведут непривычную для Беларуси политику "затягивания поясов": не повышают зарплаты, не стимулируют рост ВВП, радикально урезают финансирование раздутых госпрограмм. Начались, а кто-то считает – подходят к концу, активные переговоры о получении новых кредитов МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (бывший АКФ).
Если руководители Нацбанка и экономического блока правительства пока кажутся твердыми сторонниками структурных реформ, то у них рано или поздно появятся естественные противники – в первую очередь, те, кто от реформ пострадает. Кроме многочисленных трудовых коллективов убыточных госпредприятий, это могут быть их директора (если их не допустят к приватизации) и руководство реального сектора экономики в правительстве.
Понятно, что последнее слово будет за президентом, которого попытаются убедить в своей правоте как "реформаторы" так и их оппоненты. Причем если аргументация первых понятна – без реформ экономика нежизнеспособна, – то вторые будут давить на жалость (или уже это делают), подчеркивая все социальные издержки преобразований: безработицу, закрытие производств, падение уровня жизни на годы. Такая риторика особенно эффективно работает, по понятным причинам, в предвыборный год.
А теперь представьте, если бы рейтинг президента продолжил снижаться теми же темпами, что и в первом полугодии: по пять процентных пунктов в квартал. Сейчас было бы меньше 30%. К выборам – 25%. Когда три четверти страны не поддерживают переизбрание президента на пятый срок, то, даже учитывая особенности работы белорусских избиркомов, рука главы государства может сама собой дернуться в сторону печатного станка. С понятными последствиями для еще не начавшихся реформ.
Но рейтинг не только не упал, но и вырос. Если рост увидят и наверху – по своим каналам или доверившись буржуинскому НИСЭПИ, – то это будет аргументом против отказа от болезненных реформ. А зачем, если народ и так терпит?
Когда на верхних этажах власти ключевые чиновники понимают необходимость структурной перестройки и даже робко начинают ее, для страны важно, чтобы этот тренд не сломался, тем более в нервный предвыборный год. Растущий рейтинг может сработать как успокоительное, которое тут точно не повредит.
Мнение авторов может не отражать точку зрения редакции TUT.BY.