Мнение. Неожиданный визит в Сирию
15.02.2015 10:46
—
Новости Политики
Пока Минск готовился к проведению саммита "нормандской четверки", глава МИД Беларуси Владимир Макей сразу же после Мюнхенской конференции по безопасности 8–9 февраля неожиданно посетил с официальным визитом Сирию. Министр встретился с президентом Башаром Асадом, премьер-министром Ваилем аль-Халяки, министром иностранных дел и по делам эмигрантов Валидом аль-Муаллемом, верховным муфтием Сирии Ахмадом Бадр эд-Дином Хассуном, представителями сирийских деловых кругов.
С формальной точки зрения Сирия, как и Германия, ОАЭ, Турция, Ирак, Сирия, США, Канада и Мексика, являются направлениями диверсификации белорусского экспорта, которые были закреплены за главой внешнеполитического ведомства. И в 2014 году с этой целью Макей уже посетил с рабочими визитами несколько государств ближневосточного региона, включая ОАЭ, Ирак и Иран.
Видимо, пришла и очередь Сирии из этого списка. Правда, статистические данные о товарообороте двух стран говорят о том, что на этом направлении предстоит немалая работа. В лучшие годы товарооборот между Беларусью и Сирией достигал 85 млн долларов США. Сегодня он более чем в два раза ниже. Отсюда и задача – не только восстановить тот предыдущий уровень товарооборота в лучшие годы, но и превзойти его во много раз. Именно поэтому большая часть переговоров была посвящена активизации торгово-экономических отношений, включая поставки белорусской техники, и возможное создание в Сирии сборочных производств. Нужно отметить, что это не первая попытка двух стран наладить формат глубокого экономического сотрудничества. Так, в 2010 году Минск с официальным визитом прибыл Башар Асад для переговоров с Александром Лукашенко, во время которых были достигнуты договоренности о проработке крупных промышленных и инфраструктурных проектов в области промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Однако в 2011 году начался сирийский кризис и страна погрузилась в хаос.
Еще год-полтора назад мировые СМИ писали о Сирии только в связи с возможной интервенцией международной коалиции западных и арабских государств Персидского залива, а сирийскому президенту прочили судьбу ливийского полковника Муамара Каддафи. Поэтому с первого взгляда может показаться, что сирийское направление является немного странным выбором, с учетом нестабильного военно-политического положения этого государства.
На самом деле, за прошедшие полтора-два года контекст происходящих процессов на Ближнем Востоке существенно изменился. Пламя арабской весны, которое перекинулось на сирийские земли в 2011 году не без помощи некоторых государств региона, удалось пригасить совместной американо-российской инициативой по вывозу химического оружия с территории Сирии и предотвратить таким образом разрастание сирийского кризиса по ливийскому сценарию. Начавшаяся в 2013 году "разрядка" в американо-иранских отношениях только укрепила позиции Башара Асада, главного союзника Ирана, в регионе. В конечном счете, осознав новую опасную угрозу в лице группировки "Исламское государство" Белый дом был вынужден пересмотреть свое отношение к фигуре сирийского президента и политическому режиму в Сирии в целом и даже публично признать его конструктивную роль в противодействии ИГ. В итоге из бывших врагов Тегеран и Дамаск превратились в неформальных союзников Вашингтона по коалиции в борьбе против "Исламского государства", контролирующего на сегодняшний день почти половину и треть территории – Сирии и Ирака соответственно.
Именно в таком ракурсе обсуждалась ситуация в Сирии на Мюнхенской конференции по безопасности, в которой перед визитом к Башару Асаду принял участие Владимир Макей. Задача мирового сообщества сейчас в том и состоит, чтобы не допустить дальнейшего разрастания сирийского кризиса и превращения Сирии в новое failed-state (несостоявшееся государство), как это произошло с Ливией, ставшей благодатной почвой для развития международного терроризма.
Собственно говоря, поэтому вопросы сотрудничества Беларуси и Сирии в сфере борьбы с международным терроризмом как в двухстороннем, так и многостороннем форматах активно обсуждались во время переговоров Владимира Макея с сирийским руководством. Глава МИД передал Башару Асаду послание от имени Александра Лукашенко и выразил "поддержку сирийскому народу в борьбе против иностранного вмешательства и терроризма". Беларусь также твердо убеждена в том, что Сирия должна стать партнером для всех тех государств, которые искренне хотят искоренить терроризм в мире, а также готова содействовать тому, чтобы позиция Сирии по данной проблеме не осталась незамеченной на международной арене. По сути, это означает, что белорусская сторона также готова приложить дипломатические усилия для налаживания сотрудничества между Сирией и заинтересованными сторонами в сфере противодействия международному терроризму.
Сирийское общество, столкнувшееся с серьезным внутриполитическим конфликтом, раздираемое привнесенными извне идеологическими и религиозными противоречиями, нуждается сегодня в общенациональном диалоге, направленном на разрешение сирийского кризиса. По крайней мере, сирийское правительство сейчас прикладывает все усилия для того, чтобы собрать все заинтересованные стороны, включая представителей умеренной оппозиции (исключая представителей террористических организаций), за стол переговоров. Безусловно, опыт белорусской стороны в организации переговорной площадки даже просто с технической точки зрения для контактной группы ОБСЕ и саммита в нормандском формате по разрешению украинского кризиса, может быть интересен сирийскому правительству в этом контексте.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.