Эксперты: Риски срыва или невыполнения минских соглашений довольно велики
12.02.2015 21:52
—
Новости Политики
Переговоры квартета мировых лидеров в "нормандском формате", продолжавшиеся в Минске более 15 часов, завершились заключением соглашения, которое содержит основные пункты урегулирования конфликта на востоке Украины. Однако эксперты полагают, что механизмы исполнения договора прописаны недостаточно четко, что повышает риски того, что пункты соглашения не будут исполняться.
Напомним, что итогом минских переговоров стал подписанный участниками контактной группы документ под названием "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений". Президенты Украины, России, Франции и канцлер Германии в белорусской столице ничего не подписывали, но приняли декларацию в поддержку этого документа.
В его основе лежат пункты, которые уже были согласованы по итогам заседаний контактной группы в Минске 5 и 19 сентября прошлого года. Однако принятый в четверг документ прописывает их более детально. В частности, речь идет о прекращение огня с 00:00 15 февраля, создании демилитаризованной зоны и отводе тяжелого оружия, обмене пленными, конституционной реформе в Украине, проведении выборов на Донбассе и восстановлении бюджетных выплат в контролируемом сепаратистами регионе.
Политологи указывают на то, что соглашение подписано не на уровне "четверки", а участниками контактной группы. В нее входят экс-президент Украины Леонид Кучма, российский посол в Украине Михаил Зурабов, представитель ОБСЕ Хайди Тальявини, а главное, лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, чей формальный статус, в отличие от остальных, в документе, правда, не указан.
Эксперты обращают внимание и на то, что по итогам переговоров не было общей пресс-конференции. "Ведь когда договариваются и все согласны, то несложно выступить и сказать, что нам удалось договориться, и нам удалось договориться, мы все будем выполнять условия. Когда решают говорить с прессой – Путин со своей группой российских СМИ, другие - со своими – это показывает, что с самого начала начинаются интерпретации", - отметил в интервью DELFI преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Нериюс Малюкявичюс.
Директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что на переговорах был достигнут относительный прогресс, но о глобальном прорыве говорить пока рано: "Реализация предписаний соглашений оставлена на волю и готовность сторон искать взаимоприемлемое решение". По мнению эксперта, стороны согласились на компромисс для того, чтобы иметь запас времени на обдумывание маневра.
Напомним, что Дебальцево заняли украинские войска, однако сепаратисты не хотят с этим смириться. Через данный регион проходит железная дорога, соединяющая Донецк и Луганск. Российская сторона и сепаратисты пытаются убедить, что Дебальцево находится в окружении, поэтому - в зоне сепаратистов. Официальный Киев с этим не соглашается.
Прекращение огня и отвод тяжелых вооружений должна верифицировать ОБСЕ. На организацию возложено и исполнение другого пункта соглашения – о выводе всех иностранных вооруженных формирований и наемников. Вадим Карасев считает, что это один из самых проблемных пунктов. "На протяжении последнего полугода представители ОБСЕ не раз указывали на недостаток ресурсов для мониторинга всех сложных участков", - отмечает он.
В четверг генсек ОБСЕ Ламберто Занньер на пресс-конференции в Днепропетровске снова сказал о том, что есть районы в Донецкой и Луганской областях, куда представители ОБСЕ попасть не могут, пишет РБК. Помогать ОБСЕ должны представители генштабов Украины и России. В пятницу их начальники Виктор Муженко и Владимир Герасимов проведут встречу, цитирует Петра Порошенко его пресс-служба. "В ближайшее время будет возобновлена деятельность Совместного центра контроля за выполнением этих договоренностей", – сказал президент Украины.
Решение других проблемных вопросов – местные выборы, контроль за границами и конституционные реформы – растянуто по времени до конца 2015 года. Хотя эти три вопроса взаимосвязаны, но это говорит и о полном отсутствии доверия, и о том, что каждая из сторон боится сделать первый шаг и потерять лицо, считают политологи. "Нас ждет долгое поэтапное согласование каждого пункта, причем ситуация будет меняться, влияя на подходы сторон к этим пунктам", - говорит Фесенко.
Главное - не решен вопрос о статусе ДНР и ЛНР. На территориях самопровозглашенных республик уже прошли выборы глав 2 ноября по установленному ими законодательству, что, по оценкам Украины, нарушило условия минских соглашений. Определить границы особых территорий должна будет к 12 марта Верховная рада.
По словам Владимира Путина, участники переговоров согласовали гуманитарные и экономические вопросы. Должны быть восстановлены социально-экономические связи Донбасса с Киевом, включая возобновление выплат пенсий и пособий. "Украину не устроит приднестровский вариант, когда экономически затраты будут лежать на киевских властях, а сами регионы будут политически зависеть от России", - считает Карасев.
Фесенко отмечает, что пункты договора идут согласно хронологии их возможного применения. То есть если стороны не добьются полного прекращения огня и отвода артиллерии, то до 11-го пункта о статусе территорий, подконтрольных сепаратистам, дело просто не дойдет. "Риски срыва или невыполнения отдельных пунктов соглашения довольно велики", - говорит он. Политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш считает, что "новое соглашение на 99% гарантирует мирную паузу в течение 2-2,5 месяцев". "На большее я бы поостерегся загадывать", - отметил он.
Коктыш полагает, что "Россия и Украина не проиграли", а "если соглашение будет выполняться, то выиграет от этого больше всех Европа". "Для Меркель и Олланда это была отчаянная попытка превратить Украину из объекта в субъект. Есть торт-объект, за который все воюют. А есть субъект, который может принимать решения и контролировать то, что происходит на его территории. Эскалация украинского кризиса угрожала бы дальнейшему существованию Европейского союза", - сказал он.
Кирилл Коктыш согласен с мнением тех, кто считает, что в выигрыше от минских договоренностей оказалась и Беларусь. А в будущем Минск может стать "важным каналом коммуникаций между Россией и Европой". "Но нынешний выигрыш надо еще закрепить. Одного такого успеха недостаточно", - резюмировал политолог.
Напомним, что итогом минских переговоров стал подписанный участниками контактной группы документ под названием "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений". Президенты Украины, России, Франции и канцлер Германии в белорусской столице ничего не подписывали, но приняли декларацию в поддержку этого документа.
В его основе лежат пункты, которые уже были согласованы по итогам заседаний контактной группы в Минске 5 и 19 сентября прошлого года. Однако принятый в четверг документ прописывает их более детально. В частности, речь идет о прекращение огня с 00:00 15 февраля, создании демилитаризованной зоны и отводе тяжелого оружия, обмене пленными, конституционной реформе в Украине, проведении выборов на Донбассе и восстановлении бюджетных выплат в контролируемом сепаратистами регионе.
Политологи указывают на то, что соглашение подписано не на уровне "четверки", а участниками контактной группы. В нее входят экс-президент Украины Леонид Кучма, российский посол в Украине Михаил Зурабов, представитель ОБСЕ Хайди Тальявини, а главное, лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, чей формальный статус, в отличие от остальных, в документе, правда, не указан.
Эксперты обращают внимание и на то, что по итогам переговоров не было общей пресс-конференции. "Ведь когда договариваются и все согласны, то несложно выступить и сказать, что нам удалось договориться, и нам удалось договориться, мы все будем выполнять условия. Когда решают говорить с прессой – Путин со своей группой российских СМИ, другие - со своими – это показывает, что с самого начала начинаются интерпретации", - отметил в интервью DELFI преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Нериюс Малюкявичюс.
Директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что на переговорах был достигнут относительный прогресс, но о глобальном прорыве говорить пока рано: "Реализация предписаний соглашений оставлена на волю и готовность сторон искать взаимоприемлемое решение". По мнению эксперта, стороны согласились на компромисс для того, чтобы иметь запас времени на обдумывание маневра.
Масса нерешенных вопросов
Опрошенные эксперты единогласно сходятся во мнении, что "главный вопрос не в том, насколько хорошо новое соглашение, а в том, как оно будет выполняться". "Мы знаем печальный опыт прошлого года, остаются те же риски и сейчас, - отмечает в интервью TUT.BY глава украинского Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. - Соглашение не дает достаточных и надежных механизмов выполнения ключевых пунктов соглашения. Начну с главного – прекращение огня. Сейчас идут бои под Дебальцево. Есть риск, что бои могут не прекратиться и после 15 февраля, потому что нет полного доверия сторон. В прошлом году перемирие объявлялось, но ни разу не выполнялось полностью".Напомним, что Дебальцево заняли украинские войска, однако сепаратисты не хотят с этим смириться. Через данный регион проходит железная дорога, соединяющая Донецк и Луганск. Российская сторона и сепаратисты пытаются убедить, что Дебальцево находится в окружении, поэтому - в зоне сепаратистов. Официальный Киев с этим не соглашается.
Прекращение огня и отвод тяжелых вооружений должна верифицировать ОБСЕ. На организацию возложено и исполнение другого пункта соглашения – о выводе всех иностранных вооруженных формирований и наемников. Вадим Карасев считает, что это один из самых проблемных пунктов. "На протяжении последнего полугода представители ОБСЕ не раз указывали на недостаток ресурсов для мониторинга всех сложных участков", - отмечает он.
В четверг генсек ОБСЕ Ламберто Занньер на пресс-конференции в Днепропетровске снова сказал о том, что есть районы в Донецкой и Луганской областях, куда представители ОБСЕ попасть не могут, пишет РБК. Помогать ОБСЕ должны представители генштабов Украины и России. В пятницу их начальники Виктор Муженко и Владимир Герасимов проведут встречу, цитирует Петра Порошенко его пресс-служба. "В ближайшее время будет возобновлена деятельность Совместного центра контроля за выполнением этих договоренностей", – сказал президент Украины.
Решение других проблемных вопросов – местные выборы, контроль за границами и конституционные реформы – растянуто по времени до конца 2015 года. Хотя эти три вопроса взаимосвязаны, но это говорит и о полном отсутствии доверия, и о том, что каждая из сторон боится сделать первый шаг и потерять лицо, считают политологи. "Нас ждет долгое поэтапное согласование каждого пункта, причем ситуация будет меняться, влияя на подходы сторон к этим пунктам", - говорит Фесенко.
Главное - не решен вопрос о статусе ДНР и ЛНР. На территориях самопровозглашенных республик уже прошли выборы глав 2 ноября по установленному ими законодательству, что, по оценкам Украины, нарушило условия минских соглашений. Определить границы особых территорий должна будет к 12 марта Верховная рада.
По словам Владимира Путина, участники переговоров согласовали гуманитарные и экономические вопросы. Должны быть восстановлены социально-экономические связи Донбасса с Киевом, включая возобновление выплат пенсий и пособий. "Украину не устроит приднестровский вариант, когда экономически затраты будут лежать на киевских властях, а сами регионы будут политически зависеть от России", - считает Карасев.
Фесенко отмечает, что пункты договора идут согласно хронологии их возможного применения. То есть если стороны не добьются полного прекращения огня и отвода артиллерии, то до 11-го пункта о статусе территорий, подконтрольных сепаратистам, дело просто не дойдет. "Риски срыва или невыполнения отдельных пунктов соглашения довольно велики", - говорит он. Политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш считает, что "новое соглашение на 99% гарантирует мирную паузу в течение 2-2,5 месяцев". "На большее я бы поостерегся загадывать", - отметил он.
Кто выиграл от минского саммита?
Владимир Фесенко считает, "сам документ "Комплекс мер…" это все же победа украинской стороны, потому что позиция Киева заключалась в том, что речь должна идти не о новом документе, а о реализации минских соглашений, подписанных в сентябре". "Здесь нет позиций, например, об автономии Донбасса или придании внеблокового статуса. Речь идет о выборах на Донбассе, но на основе украинского законодательства", - добавляет политолог.Коктыш полагает, что "Россия и Украина не проиграли", а "если соглашение будет выполняться, то выиграет от этого больше всех Европа". "Для Меркель и Олланда это была отчаянная попытка превратить Украину из объекта в субъект. Есть торт-объект, за который все воюют. А есть субъект, который может принимать решения и контролировать то, что происходит на его территории. Эскалация украинского кризиса угрожала бы дальнейшему существованию Европейского союза", - сказал он.
Кирилл Коктыш согласен с мнением тех, кто считает, что в выигрыше от минских договоренностей оказалась и Беларусь. А в будущем Минск может стать "важным каналом коммуникаций между Россией и Европой". "Но нынешний выигрыш надо еще закрепить. Одного такого успеха недостаточно", - резюмировал политолог.