Мнение. И волки не наелись, и овец уже нет

Источник материала:  
01.01.2015 00:00 — Новости Политики
Артем Шрайбман, политический обозреватель TUT.BY
Политика в Беларуси традиционно была достаточно предсказуемой и цикличной. Возбуждение перед выборами сменяется тишиной после них, закручивание гаек – их откручиванием, страстные объятия с Россией – робким флиртом с Западом. В этой логике должен был пройти и год синей Лошади, передав эстафету предвыборному году не менее синей Овцы.
 
До сих пор власть подходила к президентской кампании достаточно уверенно, по принципу "и волки сыты, и овцы целы" – население щедро кормилось, что позволяло руководству сохранять спокойствие в стране и себя во власти. Но по иронии в год Овцы страна вступает без привычной определенности. Давайте по порядку.
 
Главным событием прошедшего года для всего региона и, разумеется, для Беларуси, стала война у наших южных соседей. Первым шоком стала революция и кровь на Майдане. Затем – "зеленые человечки" и "крымнаш". И на закуску на Донбассе развернулась полноценная война, которая приучила белорусов, прильнувших к своим экранам, к вполне себе афганским сводкам из братской Украины.
 
Эти события и их последствия стали беспрецедентными по масштабу воздействия на белорусское общество, экономику и политику.
 
Судя по опросам, белорусы по-новому стали ценить, уже казалось, надоевшую всем фирменную отечественную стабильность. Несмотря на двухзначную инфляцию, ползучую девальвацию, отсутствие реального роста зарплат, рейтинг власти вырос, а готовность недовольных протестовать снизилась почти до нуля.
 
И до того еле живая оппозиция теперь попала в самый серьезный концептуальный тупик за долгие годы своего полукоматозного существования. Идти на выборы? А зачем, если голоса никто не считает? Бойкотировать? А кто тогда заметит это сидение на диванах? Звать людей на площадь? Ага, как раз удачный момент и фон. Отсюда полная апатия, неспособность договориться и отсутствие перспектив. Я уже писал, что не виню в этом одну лишь оппозицию. Просто теперь, кроме их собственных ошибок, поле для маневра сузилось до не видимых невооруженному глазу размеров.
 
Власть же не только окончательно убедилась в опасности народных волнений, но и озаботилась новыми угрозами. В ситуации, когда не без помощи России на постсоветском пространстве вспыхивает конфликт за конфликтом, а 95% твоего собственного народа (к слову, как в Крыму и на Донбассе) говорит по-русски, невольно будешь переживать за шаткость независимости страны, а как следствие, своих собственных кресел. Отсюда череда скромных шажков в сторону укрепления белорусской национальной идентичности, обновление военной доктрины и новый заход на дружбу с Западом.
 
Но что могут дать эти участившиеся взаимные улыбки и рукопожатия с европейцами и американцами? Позлить Россию, чтобы подоить ее еще немного, – возможно. Галочки в планах белорусских дипломатов – тоже может быть. Но ничего больше. Денег Европа не спешит давать даже полуразрушенной Украине, с чего бы раскошеливаться на Беларусь? Приказать своим инвесторам прийти в синеокую? Не та система, бизнес не пляшет под дудку чиновников.
 
Недоверие друг к другу после 2010 года у Минска с Брюсселем не снято, санкции и политзаключенные – на месте. У сегодняшней власти в отношениях с Западом всегда был и, судя по всему, будет непробиваемый потолок: взаимные визиты могут учащаться, но к глубокому потеплению не готова ни одна сторона.
 
Санкции, введенные этим самым Западом против России за нарушение украинского суверенитета, рикошетом прошлись и по Беларуси. Мало того, что своя экономика дышит на ладан без реформ, так еще и катастрофически беднеет кормящая мать и по совместительству, основной рынок сбыта – Россия. 2015 год рискует стать первым предвыборным годом Александра Лукашенко, когда ублажить избирателей нечем, а новый "девальвец" стучится в окно. Причем, что важно, не после выборов, как обычно, а накануне.
 
Раньше бы Россия подкинула денег. Может, спасет и сейчас – таланты белорусского руководства в поиске нужных слов и дверей в московских коридорах, с годами становятся только более филигранными. Но теперь и в этом есть серьезные сомнения. Все-таки нечасто их рубль проседает почти в два раза, а Центробанк РФ прогнозирует рекордную рецессию в 5% на следующий год.
 
К слову, о России. С сегодняшнего дня мы живем с ней в очередном союзе. На него было много надежд. По меньшей мере, в прошлое должны были уйти торговые войны, регулярно возникавшие между странами. Запрет на поставки белорусского мяса в обход всех евразийских процедур и комиссий, а также последовавшая жесткая риторика Лукашенко в адрес Москвы – стали самым красноречивым диагнозом новому формату постсоветской дружбы.
 
Вся эта внутренняя и внешняя турбулентность означает, что вольница образца 2010 года, когда девять альтернативных кандидатов могли относительно свободно вести активную избирательную кампанию, не повторится. Нехватка экономических пряников для населения, судя по всему, будет скомпенсирована кнутом для тех, кто вдруг захочет сломать привычный сценарий. Вот кстати и подоспел новый закон "О СМИ" и предновогодние веерные отключения независимых интернет-ресурсов. Репетиция удалась.
 
По моему скромному мнению, 2014-й стал едва ли не самым насыщенным в белорусской политике, как минимум, за последнее десятилетие. На всех фронтах произошел ни кем не запланированный разрыв шаблонов, который заложил под хваленую белорусскую стабильность немало мин отложенного действия. В 2015-м мы увидим, наступит ли на них власть.
Мнение автора может не отражать точку зрения редакции TUT.BY

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика