Будут ли теперь белорусы меньше доверять властям?
20.12.2014 16:37
—
Новости Политики
Опять двадцать пять, воскликнули вчера многие. После многократных заверений чиновников всех уровней, что девальвации не будет, валюта в обменниках начала пропадать, Нацбанк ввел 30% сбор на ее покупку, люди бросились в магазины за бытовой техникой и электроникой, оживает подзабытый сайт нелегального обмена валюты prokopovi.ch.
О том, что девальвации не будет, Александр Лукашенко заявил 18 декабря, ныне вице-премьер Петр Прокопович – 19 декабря. И хотя полноценной девальвацией произошедшее в тот же день назвать нельзя, доллар по прежним ценам в Беларуси уже не купить.
Многие эксперты предсказывали, что власть сделает все, что в ее силах, чтобы не допустить валютной паники до президентских выборов. Ведь после кризиса 2011 года рейтинги доверия и поддержки президента обрушились до исторических минимумов. Но тогда на горизонте не было президентских выборов.
О том, потеряет ли власть доверие людей на этот раз, TUT.BY поговорил с независимыми социологами.
Две встречные тенденции
По словам главы Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) доктора социологических наук Олега Манаева, до 2014 года в Беларуси рейтинг власти рос и снижался в зависимости от уровня благосостояния людей.
"Это старая закономерность, она действовала давно, но в этом году она сломалась из-за событий в Украине. Большинство белорусов испугались этого, восприняли эти события не как освобождение и движение к Европе, а как хаос, потерю стабильности и военные действия. В результате этого стал резко расти рейтинг президент и отношение большинства белорусов к другим органам власти. И это при том, что уровень доходов в 2014 году тоже снижался", – отметил Манаев.
Вот что социолог имеет в виду.
На графиках видно: в начале 2014 года, несмотря отсутствие роста зарплат (и даже небольшое падение в долларовом выражении к концу года), рейтинг доверия президенту резко взлетел. Точки этого подъема совпадают с ключевыми вехами украинского кризиса: белорусы пересмотрели свои ценности, стали более лояльны к отечественной стабильности и миру, насмотревшись на ужасы войны у соседей.
Однако сейчас из-за валютной неразберихи люди снова озаботились своим материальным положением, отмечает эксперт. "Это две противоположные тенденции, одна должна гасить другую", – пояснил Олег Манаев. Главный вопрос – погасит ли?
Мир и стабильность все еще в цене
Социолог убежден: если белорусскому руководству во главе с Александром Лукашенко удастся каким-то образом предотвратить экономический и финансовый кризис, то "никаких особых волнений не будет и на выборах 2015 года он наберет большинство на украинском тренде 2014 года".
"Но даже если не удастся, если в конце 2014 – начале 2015 года вспыхнет 2011 год в другом масштабе, то мне все равно кажется, что украинская тенденция глубже", – сказал Манаев.
Аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS), магистр социологии Елена Артеменко, в свою очередь, отметила: "Если эта ситуация выльется в снижение уровня жизни населения, то в любом случае, показатели снизятся, но не будет такого снижения как в 2011, когда рейтинг президента был около 25%".
Социолог считает, что рейтинг президента не опустится ниже 40%. "Дело еще и в том, что была сделана информационная прививка о событиях в России, у людей были ожидания на этот счет, в своей риторике власть установила связь между ситуацией в нашей экономике и ситуацией в России. Это подготовило народ, амортизировало возможное снижение доверия", – рассказала Артеменко.
Как и Манаев, собеседница TUT.BY считает, что экономический спад не "перебьет" в головах белорусов украинскую проблематику: "Потребность в безопасности и ценность мира все-таки сильнее, чем важность материального благополучия”.
“И во время "украинского тренда" люди оценивали свое экономическое благополучие на прежнем уровне, не было повышения, а доверие к власти и электоральный рейтинг росли. Для меня это знак того, что ценность мира и стабильности важнее, чем экономика, как фактор доверия власти", – добавила социолог.
На горизонте нет альтернативы
Эксперты убеждены, есть еще один важный фактор, предохраняющий власть от серьезных рисков в результате экономических неурядиц.
"Все зависит от выбора, который люди видят. Если бы люди, которые сегодня под действием этого шока бегают по обменникам, видели бы какую-то альтернативу, новую твердую власть, которая готова еще более жестко навести порядок, где-то взять деньги – в России, на Луне, в Вашингтоне, новое издание Лукашенко-1994 года, то эти люди могли бы принять такую альтернативу", – считает Манаев.
Но, подчеркивает эксперт, такой альтернативы нет, и она едва ли возникнет в течение 2015 года.
"Нынешняя оппозиция с ее национально-демократические лозунгами – на Запад, за демократию, верховенство права – в глазах большинства населения давно дискредитирована, не обладает ни силой, ни профессионализмом, да тут еще и внутренние разборки последнего года", – отметил Манаев, добавив, что такая альтернатива сегодняшней власти "не является приемлемой для тех, кто сегодня начинает судорожно смотреть по сторонам".