"Новый правовой порядок". Беларусь отмечает 18-ю годовщину судьбоносного референдума
24.11.2014 19:15
—
Новости Политики
24 ноября 1996 года в Беларуси прошел референдум по внесению изменений в действовавшую тогда Конституцию 1994 года. Так в стране на долгие годы возникло совершенно новое политико-правовое поле.
Референдум стал кульминацией противостояния Верховного совета с не так давно избранным первым президентом Беларуси. С идеей референдума, расширяющего полномочия главы государства, Александр Лукашенко выступил в августе 1996 года.
"Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти, наконец, от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики… При слабом президенте наши доморощенные либералы и дерьмократы, под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране", - заявлял первый президент Беларуси в октябре того года.
"Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти, наконец, от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики… При слабом президенте наши доморощенные либералы и дерьмократы, под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране", - заявлял первый президент Беларуси в октябре того года.
Верховный совет выступил против. В ответ на указы президента о придании результатам будущего референдума обязательного статуса группа депутатов парламента инициировала дело об импичменте Александра Лукашенко. Конституционный суд вынес решение о том, что предстоящий референдум может быть только рекомендательным.
Группа высокопоставленных переговорщиков из России в составе председателя Госдумы Геннадия Селезнева, премьер-министра Виктора Черномырдина и председателя Совета Федерации Егора Строева прибыла в Минск для разрешения конституционного кризиса в Беларуси. По итогам ночных переговоров 22 ноября было подписано "Соглашение об общественно-политической ситуации и о конституционной реформе в Республике Беларусь". Согласно нему, президент соглашался на рекомендательный характер референдума, а парламент отзывал дело об импичменте.
Однако на следующий день группа депутатов парламента, в основном представляющих пропрезидентские силы, отказалась поддержать подписанный документ. Для его утверждения не хватило несколько голосов. В ответ на провал соглашения в Верховном совете его отказался выполнять и президент, вновь заявив об обязательном характере результатов грядущего плебисцита.
Лукашенко вынес на референдум четыре вопроса: о новой редакции Конституции (с обширными президентскими полномочиями), переносе Дня независимости с 27 июля (Принятие декларации о суверенитете Республики Беларусь, БССР) на 3 июля (день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков), о сохранении смертной казни и отмене частной собственности на землю. Верховный совет предложил свои три вопроса: об установлении парламентской формы правления, прямых выборах местных руководителей и прозрачном финансировании органов власти.
Центризбирком под руководством Виктора Гончара еще до референдума отказался утверждать его будущие результаты. Тогда председатель ЦИК было отстранен от должности указом президента. И.о. председателя стала Лидия Ермошина. По объявленным позже официальным итогам голосования избиратели поддержали президента и не поддержали Верховный совет по всем предложенным вопросам.
В итоге глава государства получил широкие полномочия по назначению ключевых должностных лиц в стране, была упрощена процедура роспуска парламента и усложнена – импичмента. Президент получил право на издание декретов и указов, превышающих по юридической силе закон. Вместо Верховного совета в стране появилось двухпалатное Национальное собрание. Срок полномочий и нового парламента и президента начал отсчитываться заново. 26 ноября Конституционный суд прекратил дело об импичменте против президента.
Единственным судьей КС, выступившим тогда против этого решения, стал Михаил Пастухов. Вот как он в комментарии TUT.BY оценил значение того референдума: "Речь шла не столько о поправках в Конституцию, как об установлении нового правового порядка в Беларуси. Вся реальная власть в стране перешла к президенту. Можно дискутировать о том, как это называть, но ряд известных юристов говорят о том, что в стране был совершен государственный переворот".
Иначе выглядит оценка этих событий, озвученная на сайте президента Беларуси: "Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа. Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства".