Ровно год до выборов: в ожидании интриг
Председатель Центризбиркома Беларуси Лидия Ермошина на прошедшей недавно конференции «Избирательные процессы на пространстве СНГ» раскрыла многие важные подробности следующих выборов главы республики. Первое и самое главное: определена их дата. Это 15 ноября – ровно через год. Кстати, это самый поздний срок, который допускается законом. Соответственно никакого переноса выборов на весну, так много обсуждавшегося политиками и политологами, не будет.
Бюджет выборов президента составит 100 млрд белорусских рублей. Как сказала на конференции Лидия Ермошина: «По сути дела, эта избирательная кампания не относится к категории самых дорогих. Гораздо дороже обходится проведение местных выборов, так как в них участвует много кандидатов. … При планировании расходов на президентские выборы всегда закладывается участие порядка 15 кандидатов. Я не думаю, что их будет больше – преодолеть барьер по числу подписей очень тяжело».
Хотя до официально объявления избирательной кампании еще далеко, фактически заявление Ермошиной дало старт президентской гонке. Александр Лукашенко, вопреки обыкновению, первым заговорил о предстоящих выборах, правда, в своей обычной манере. То есть заявил, что на этот раз никаких финансовых вливаний в «накачку» общественного мнения ожидать не приходится.
«Никаких обещаний под выборы, никаких выплат под выборы быть не должно! И не надо людей обманывать, – цитирует президента его пресс-служба. – И никаких излишеств – пусть это народ услышит! Покупать народ за пустые деньги не нужно, потому что это выльется сразу же после этих выборов в страшную ситуацию. Надо исходить из того, как есть в экономике».
Также Лукашенко объявил, что в ходе подготовки к новым выборам серьезно обновит правительственную команду. «Я не скрывал, что для меня сейчас проблема номер один, учитывая формулу "кадры решают все", – сформировать боеспособный состав правительства. Я не говорю, что надо всех разогнать. Может, и вы еще с этим правительством сможете не только патроны подносить, но и пулемет в руках держать», – сказал Лукашенко, обращаясь к главе правительства Михаилу Мясниковичу на недавнем заседании совета министров.
А вот оппозиция к выборам пока, можно сказать, и вовсе не готовится. Полтора года назад ее лидеры публично объявили, что нельзя допустить повторения катастрофического сценария 2010 года. Идея выглядела вполне здраво: выдвинуть так называемого «единого кандидата». Однако пока из этой затеи ничего не вышло. «Оппозиционная семерка» даже не может договориться о проведении съезда, на котором должен быть выдвинут «единый».
«Я думаю, что повторится ситуация 2010 года, когда кандидатов от оппозиции будет несколько, – говорит глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. – Для ряда лидеров политических партий в силу возраста это последние выборы, когда они могут участвовать в качестве кандидатов в президенты. Поэтому переговоры о едином кандидате идут так тяжело, потому что для ряда лидеров нужно или согласиться остаться в истории Беларуси на вторых ролях, или все-таки пойти кандидатом».
Кроме того, многим, наверное, убавила энтузиазма неожиданная очень странная и странно-своевременная смерть харизматичного генерала Валерия Фролова. Как раз этим летом он объявил о своих планах принять участие в президентской гонке и как раз сейчас собирал команду для участия в президентской кампании. Но не судьба…
Сценарии от политиков
БДГ попросила нескольких оппозиционных политиков, имеющих собственные президентские амбиции, высказать свои мнения по поводу того, по каким сценариям могут проходить выборы в ноябре 2015 года. И главное – может ли на них добиться успеха оппозиция.
«Проблема оппозиции в том, что кроме Объединенной гражданской партии никто так и не принял решения об участии в президентской кампании, – говорит лидер ОГП Анатолий Лебедько. – Претендентов нет, но нет и желания закрепить ситуацию на бумаге. Поэтому запущен механизм длительного торможения».
«Если кратко, то сценарий выборов таков: на первом месте Лукашенко, на втором – Гайдукевич, оппозиция разгромлена. Вот и весь сценарий. Остальное нереально, – сказал БДГ Олег Гайдукевич, сын и заместитель по партии главы ЛДПБ Сергея Гайдукевича. Гайдукевич-старший еще год назад публично заявил, что примет участие в выборах. Многие в оппозиции называют Сергея Гайдукевича «спарринг-партнер Лукашенко», однако он такую свою роль категорически отвергает. – Будет ли оппозиция вообще участвовать в выборах, не имеет уже никакого значения. Я думаю, если и будет, то максимум один-два человека. Потому что денег у них нет, а Европа деньги даст только под единого кандидата. Если не будет единого, кто-то может попытаться пойти сам в надежде, что его зарегистрируют без реального сбора подписей, как было в 2010 году. Но мы не верим, мы считаем, что на этот раз собирать подписи потребуется реально. Будет максимум три-четыре кандидата от оппозиции: единый и еще кто-то справа, кто-то слева. Особенность выборов 2015 года как раз в том, что у оппозиции нет ресурсов».
«Сегодня многие уже готовы предсказать итоги выборов. Они говорят, что все заранее понятно – Лукашенко победит окончательно и бесповоротно, а оппозиция так же окончательно проиграет. Так и было бы, если бы выборы состоялись сегодня, но это событие произойдет через год. Оглянитесь на год назад, примерно в это время начинался Майдан, разве могли мы предположить, что Крым будет в составе РФ, а на востоке Украины будет идти война?, – говорит глава гражданской кампании «Говори правду» Владимир Некляев. – Ситуация меняется, и меняется стремительно, любые предсказания на год вперед не более верны, чем гадание на кофейной гуще. Именно поэтому мы последовательно работаем в рамках стратегии "Народного референдума" и сейчас предложили на ее основе лидерам оппозиции сценарий на выборы. Его суть проста: выборов нет, но есть общество – давайте победим в умах, сформируем такую поддержку идеи мирных перемен, которая позволит нам если не контролировать ситуацию полностью, то влиять на ее развитие. Мы специально начали реализацию стратегии за полтора года до выборов и продолжим ее после.
Все остальные задачи, лозунги – повторение прошлых ошибок, итогом которых станет очередной разгром оппозиции и еще большая апатия в обществе. Лукашенко сегодня силен в рейтинге, но у него нет идеи будущего Беларуси. Он пытается ухватить новые веяния, но для них он чужд, они против всего, что он говорил и делал 20 лет. Что он нам предлагает в будущем? Неэффективное государство, за провалы которого мы платим втридорога. Государство, абсолютно зависимое от милости Кремля и не способное дать нашим детям будущее и защитить его. А мы предлагаем мирные перемены, которые обеспечат Беларуси самостоятельность, а человеку достойную жизнь и уважение. И здесь предвыборная кампания может стать решающим сражением, после которого мы сможем перейти в наступление».
«Я считаю, что возможны следующие варианты проведения президентской кампании. Первый: оппозиция не приходит к согласию относительно единого кандидата, отдельные лидеры проводят локальные кампании. В результате – «альтернативные выборы» между действующим руководителем страны и его спарринг-партнером, – говорит Елена Анисим, зампредседателя «Таварыства беларускай мовы», также недавно заявившая о своих президентских амбициях. – Второй вариант: формируется команда людей разных взглядов, которая в своей деятельности концентрируется на ключевых моментах, учитывает баланс интересов разных слоев общества, технически безукоризненно проводит избирательную кампанию.
При втором варианте, который вполне возможен, так как за год невозможно предвидеть все, и не исключено, что выборы будут проходить по-настоящему, есть реальный шанс перейти к естественному, взвешенному реформированию общества».