Депутат Бундестага: Беларусь может стать мостом между Россией и Евросоюзом
14.10.2014 15:51
—
Новости Политики
В начале октября в Минск приезжала делегация немецких депутатов и общественных деятелей. В ее составе – новый глава немецко-белорусской парламентской группы в Бундестаге Оливер Качмарек. Об итогах его встреч с белорусскими чиновниками, впечатлении от нашей страны, перспективах белорусско-европейских отношений немецкий депутат рассказал в интервью TUT.BY.
– Господин Качмарек, недавно вы посетили Беларусь с визитом. Кто сопровождал вас в поездке? Какова была ее цель и сколько она продлилась?
– Я был в Минске с 1 по 4 октября вместе с моим коллегой Рене Рёспелем. Он, как и я, входит в немецко-белорусскую парламентскую группу в Бундестаге. В это же время в Минске находилась делегация из Дортмундского международного образовательного центра, в состав которой входил бывший премьер-министр федеральной земли Бранденбург Маттиас Платцек. Целью моего визита было, прежде всего, оценить общее состояние политической ситуации в стране. Кроме того, я хотел более подробно обсудить немецко-белорусское сотрудничество в сфере образования и науки.
– С кем из белорусских официальных лиц вы встречались?
– Для обсуждения вопросов образования и науки я встречался с председателем Государственного комитета по науке и технологиям господином Шумилиным и представителями министерства образования. Также у меня были неформальные встречи с замминистра иностранных дел госпожой Купчиной на приеме в немецком посольстве и некоторыми другими официальными лицами.
Кроме того, я встречался с политическими аналитиками, журналистами, представителями политических партий и общественных организаций.
– Каких тем вы коснулись во время этих встреч?
– Как я уже сказал ранее, одной из главных тем было образование. Особенно меня интересовали вопросы присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования и ее участие в Болонском процессе. Я надеюсь, что Беларусь воспользуется шансом и сделает необходимые шаги, чтобы войти в ЕПВО уже в следующем году. Это принесет много пользы как белорусским студентам и ученым, так и их коллегам из других стран-членов пространства.
Внутренняя политика Беларуси, особенно вопросы демократии и прав человека, были второй важной темой во время встреч.
– Как ваши белорусские коллеги реагировали на наиболее деликатные политические темы, которые вы поднимали (политические заключенные, права человека, свободные выборы)?
– Позиция ЕС по этим вопросам понятна. Без освобождения политзаключенных и значительного улучшения демократических стандартов невозможно углубление нашего сотрудничества в сфере политики. Наша позиция здесь не изменилась.
Большая часть официальных переговоров была все-таки посвящена вопросам образования. Когда я затрагивал политические темы, белорусские чиновники в основном просто принимали мое мнение к сведению.
В ходе визита мне периодически говорили, что руководство Беларуси подчеркивает право каждой страны самостоятельно определять свою политику. В свою очередь, я хотел бы отметить, что право народов на самоопределение является одним из главных принципов европейской политики. Европейский союз базируется на таких ценностях. Но свобода слова, собраний и свободные выборы неразрывно связаны с самоопределением, потому что позволяют людям свободно определять свое будущее.
– Вы возглавляете немецко-белорусскую парламентскую группу в Бундестаге. Кто входит в нее? Чем она занимается?
– Это объединение немецких депутатов, которые по разным причинам заинтересованы в Беларуси и двустороннем сотрудничестве и хотят работать над улучшением и поддержкой отношений между нашими странами.
– Учитывая тот факт, что Германия и ЕС не признают белорусский парламент, какие возможности сотрудничества с ним вы видите?
– В последние годы Бундестаг и белорусский парламент не сотрудничали на официальном уровне. Пока ситуация с политическими заключенными и демократическими стандартами останется прежней, я сомневаюсь, что и в официальных отношениях что-либо изменится.
– Некоторые эксперты полагают, что в последнее время Беларусь и ЕС начали понемногу делать шаги навстречу друг другу. Согласны ли вы с такими оценками? Возможно ли улучшение отношений без освобождения политзаключенных?
– Я могу отметить – и ценю – то, что белорусское руководство хотя бы частично заинтересовано в улучшении отношений с Евросоюзом и странами-членами ЕС. Но для этого пока не предпринимается необходимых шагов. Как вы сами сказали, один из способов улучшить наши отношения – это освободить политзаключенных. Мне бы очень хотелось, чтобы белорусские власти задумались над этим.
– Как может участие Беларуси в разрешении российско-украинского конфликта повлиять на улучшение отношений Беларусь-ЕС? Может, Евросоюз как-то наградит белорусские власти за их усилия?
– Не могу говорить за весь ЕС, но могу рассказать о том, что я наблюдаю в Германии. Мы признаем и ценим роль, которую играет Беларусь в конструктивном разрешении этого конфликта. Мы можем только поддержать действия Беларуси. Но главные препятствия, стоящие на пути улучшения наших отношений, остаются неизменными, и мы не можем их просто игнорировать.
– Может ли Беларусь хотя бы надеяться на отмену некоторых европейских санкций в связи с переговорами контактной группы в Минске?
– Насколько мне известно, Совет ЕС в скором времени будет решать, что делать с санкциями. Но у меня нет деталей о ходе консультаций по этому вопросу.
– Был ли это ваш первый визит в Беларусь? Какое впечатление у вас создалось о стране?
– Я был в Беларуси несколько раз в 1999, 2000 и 2001-м годах. С тех пор это был мой первый приезд сюда. За 13 лет Минск стал более современным. На первый взгляд, кажется, что город быстро развивается и растет. Люди хорошо осведомлены о том, что происходит в Германии и ЕС. К сожалению, этот визит был коротким, и мы посетили только Минск. В следующий раз мне хотелось бы увидеть то, что скрыто за современным фасадом.
– Отличается ли ваше впечатление от Беларуси от того, что о ней думают в Германии в целом?
– Немцы, на самом деле, вообще мало знают о Беларуси. Это нужно менять и я надеюсь поучаствовать в этом. Я думаю, что Беларусь может стать новым мостом между Россией и Евросоюзом. Именно эту роль Беларуси я бы хотел подчеркнуть.
– Когда вы планируете приехать сюда в следующий раз?
– Может быть, в 2015 году. Это точно случится раньше, чем через 13 лет. Я планирую приезжать в Беларусь регулярно.