Независимые профсоюзы ждет антишоковая терапия?
21.09.2014 12:23
—
Новости Политики
На волне очередной попытки наладить отношения с Западом белорусские власти могут несколько улучшить и положение независимых профсоюзов. Но изменения будут носить косметический характер, отмечают эксперты.
Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов (МКП) Шаран Барроу сделала ряд резких заявлений по итогам своего визита в Минск в начале этой недели.
Она отметила, что и до приезда сюда была в курсе сложной ситуации с независимыми профсоюзами в стране.
«Но я была шокирована теми фактами усугубления дискриминации в отношении свободных профсоюзов, — сказала Барроу на итоговой пресс-конференции. — Я была удивлена последствиями декрета № 9, который касается фактически принудительного труда. Я работаю во многих проблемных регионах, в том числе странах Персидского залива, где существуют серьезные проблемы в плане диалога с властями, но рабство в XXI веке — такое даже там мало где встретишь».
Речь идет о президентском декрете от 7 декабря 2012 года «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности», которым, в частности, было практически запрещено увольняться с предприятий отрасли «в период реализации инвестиционных проектов».
Нарушение прав независимых профсоюзов является давней проблемой Беларуси. Именно дискриминация независимых профсоюзных организаций и их активистов стала причиной внесения Беларуси в спецпараграф Международной организации труда и последовавшего за этим исключения из Генеральной системы преференций Евросоюза.
Возможно ли, что в период очередного потепления отношений с Западом белорусские власти пойдут на некоторые уступки и в вопросе прав профсоюзов?
Глава БКДП: проблемы должны решать сами белорусы
Председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр Ярошук отмечает, что проблемы независимых профсоюзов неизменны уже более десяти лет и схожи с теми проблемами, которые имеются у всех демократических политических и общественных организаций в Беларуси.
«Главная из них — это разрешительный принцип регистрации объединений, который был введен указом президента в 1999 году, — отметил Ярошук в интервью БелаПАН. — С тех пор мы не смогли легализовать ни одной организации. Мы можем их создавать, но не можем легализовать — со всеми вытекающими последствиями».
Собеседник подчеркнул, что белорусские независимые профсоюзы не могут развиваться, а лишь пытаются сохранить уже существующие организации.
«Но и это дается с трудом, потому что здесь нас подстерегает другая проблема — постоянные давление, дискриминация и преследования за членство в независимых профсоюзах», — сказал Ярошук.
По его словам, существующая система срочных трудовых контрактов стала «форменным бичом для членов независимых профсоюзов».
«Они, как никто другой, уязвимы, поскольку наниматель, администрация предприятия, которым, естественно, ставится задача представителями власти, точно так же ставят вопрос ребром перед членами независимых профсоюзов — или работа, или членство в профсоюзе. Понятное дело, что это максимально затрудняет деятельность независимых профсоюзов», — сказал Ярошук.
Он подчеркнул, что в Беларуси существует постоянная практика выталкивания независимых профсоюзов, лишения их возможности осуществлять социальный диалог, препятствования в заключении коллективных договоров.
В то же время Ярошук отмечает, что никто, кроме самих белорусов, не решит существующих проблем.
«Запад может нам помочь, скажем так, своей жесткой и принципиальной позицией в отношении тех порядков, которые сегодня установлены для деятельности независимых профсоюзов в Беларуси, но основное зависит все же от нас», — сказал руководитель БКДП.
Он уверен, что наиболее принципиальные проблемы для деятельности независимых профсоюзов в Беларуси не будут решены в очередной период заигрывания белорусских властей с ЕС и США.
«Это слишком чувствительная область, а белорусская власть больше всего боится именно своих собственных граждан», — резюмировал Ярошук.
Такого же мнения придерживается и политический аналитик Павлюк Быковский, который прогнозирует, что серьезных послаблений для профсоюзов не будет.
«Не зря же власти стратегически добивались такой цели, чтобы в стране была контрактная система, чтобы все были на краткосрочных контрактах, которые могут прерваться в любой момент. Не зря ограничивали свободу профсоюзов и даже не побоялись попасть под исключение из системы преференций Евросоюза», — подчеркнул собеседник БелаПАН.
Все это делалось для того, пояснил Быковский, чтобы ситуация была управляемой, чтобы исключить повторение опыта Владимира Гончарика, который в бытность главой Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) стал единым кандидатом от демократических сил на президентских выборах 2001 года.
При этом Гончарик имел если и не поддержку всех членов ФПБ, то ресурсы самой организации. «Профсоюзы — это потенциально сильный институт, который можно было бы использовать и в политических целях. Белорусские власти делают всё, чтобы этого не допустить», — подчеркнул эксперт.
Одиозный декрет могут подкорректировать
В то же время, отмечает Быковский, белорусские власти сейчас не прочь использовать ситуацию с профсоюзами для получения какой-то выгоды. И на этом фоне не исключено, что они согласятся на какие-то тактические уступки.
«В первую очередь может речь идти о снятии ограничений, введенных декретом о модернизации деревообработки, — предполагает Быковский. — Международные организации критиковали данный декрет за его несоответствие не только международным нормам, но и законодательству Беларуси».
Еще одной уступкой могло бы стать решение проблемы срочных трудовых контрактов. Например, говорит Быковский, может быть введена норма, предписывающая, что в течение срока контракта работника нельзя уволить.
«Если подписан, допустим, пятилетний контракт, то по его истечении с работником могут не заключить новый, но человек, по крайней мере, будет знать, что на протяжении пяти лет он защищен от увольнения», — пояснил Быковский.
Также власти могут пойти на послабления в вопросе регистрации профсоюзных организаций. По словам собеседника, ныне для регистрации фирмы нужно собрать меньше справок, чем для регистрации профсоюза.
Правда, у профсоюзов есть возможности не регистрироваться, но тогда они не получают прав юридического лица и не могут получить юридический адрес. Возможно, здесь могут быть какие-то уступки, говорит Быковский, ведь власти понимают, что у них в любом случае останется возможность отказать в регистрации.
При этом эксперт обращает внимание на то, что вопрос о соблюдении прав профсоюзов не является предметом прямых переговоров Беларуси с международными организациями.
«Эти организации всего лишь могут обращать внимание наших МИДа и Министерства труда и соцзащиты на то, что они чем-то недовольны. Но ни МИД, ни Минтруда как раз не являются теми органами, которые могут изменить ситуацию», — подчеркнул Быковский.
В то же время, говорит он, белорусские власти, помня о прецеденте с исключением Беларуси из системы преференций ЕС, стараются не раздражать такие организации, как МОТ или Международная конфедерация профсоюзов.
Кроме того, есть еще и фактор России, где независимые профсоюзы (один из их представителей посещал Беларусь вместе с Барроу) являются крупной силой, которая может разыгрывать совместные комбинации с белорусскими партнерами, что официальному Минску также приходится учитывать.
«Но если и будут изменения, то они будут косметическими. Хотя, с другой стороны, некоторые из них могут быть реально полезными», — отметил Быковский.
Татьяна КОРОВЕНКОВА