Власть пойдет на реформы, только если испугается
Периодически в белорусском информационном пространстве всплывает тема необходимости рыночных отношений. В августе роль инициатора этого всплытия взял на себя премьер-министр Михаил Мясникович.
Он вытолкнул тему рыночных отношений на поверхность в контексте борьбы с коррупцией: «Существует четыре простых арифметических действия: административный ресурс, или как отнять и разделить, и рыночный — как добавить и приумножить. Поэтому чем больше будет рыночных отношений, тем меньше будет пищи для различных коррупционных проявлений».
Такая вот причинно-следственная зависимость. Я полагаю, что ее выявление в правительстве стало возможным благодаря антикоррупционной активности самого главы государства. Не зря же на общенародное обсуждение вынесен проект закона «О борьбе с коррупцией».
Бизнес-сообщество уже ничего не ждет
Белорусов рыночными отношениями не запугать. В декабре 2013 года за проведение рыночных реформ высказывалось 60%, против — 28% (результаты опроса НИСЭПИ). Таким образом, спрос на реформы в обществе имеется. Социологи способны подсказать и структуру спроса.
Какие реформы, на Ваш взгляд, А.Лукашенко должен провести в течение следующих 12 месяцев? (возможно более одного ответа)
Данные НИСЭПИ, апрель 2013 года
Замечательная структура, согласитесь! Если под реформами понимать повышение зарплат и пенсий, то большинство ничего не будет иметь против. Другое дело — выборы. Уровень их свободы и справедливости в Беларуси беспокоит только маргиналов, но таких у нас всего 15%.
Разумеется, общественное мнение в столь сложном вопросе не является истиной в последней инстанции. Поэтому обратимся к профессионалу — председателю правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Георгию Бадею, который дал интервью интернет-газете Naviny.by:
— Георгий Петрович, каких реформ ждет сегодня от власти белорусское бизнес-сообщество?
— Это и простой, и сложный вопрос. Мне кажется, что бизнес-сообщество уже ничего не ждет, потому что все программы, которые можно было придумать, давно были приняты. Их оставалось только реализовать. Я имею в виду, в первую очередь, директиву №4 2010 года.
Для коммерческой сделки, как и для танго, нужны двое
Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» была подписана главой государства в последний день 2010 года, то есть спустя 12 дней после разгона Площади.
Никаких перспектив реализации главный либеральный документ, рожденный в недрах белорусской модели, не имел, так как милиции «понадобилось семь с половиной минут» (выражение Лукашенко) не только для разгона демонстрантов, но и для сворачивания программы либерализации.
Тем не менее я не могу отказать себе в удовольствии процитировать вступительный абзац директивы: «Наша страна славится трудолюбивыми, образованными и талантливыми людьми. Своей деятельностью они способны не только значительно повысить благосостояние и качество жизни жителей Беларуси, но и обеспечить экономический рост, безопасность нашего государства».
На раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала трудолюбивых, образованных, талантливых белорусов и был направлен документ. Но не сложилось. Стоит ли после этого удивляться, что сегодня экономический рост в 1,6% правительство воспринимает как достижение, о значительном же повышении благосостояния и качества жизни жителей Беларуси никто из руководителей страны и не вспоминает?
Но что конкретно предложил премьер-министр для того, чтобы в свете развития рыночных отношений сократилось количество пищи для различных коррупционных проявлений? Он предложил государственным предприятиям ограничить работу… «с посредниками и посредническими схемами».
Но ведь посредничество — это важнейший институт рыночной экономики, эффективность которой напрямую зависит от уровня развития посреднических услуг.
Продолжу цитатой из пресс-релиза Совмина: «По словам руководителя правительства, сегодня на территорию Беларуси много завозится импортных товаров, которые есть в достаточном количестве в стране. Работа с посредниками и посредническими схемами — одновременно и канал коррупции. Это когда работа через посредников по импорту ведет к удорожанию приобретаемого товара. Здесь применяются различного рода серые схемы, откаты».
Для коммерческой сделки, как и для танго, нужны двое: в данном случае это посредник — агент рынка и конечный потребитель — агент государства. Несложно догадаться, какая из сторон сделки выступает инициатором различных серых схем и откатов.
Наелись демократии, наелись рыночной экономики…
В президентском послании народу и парламенту 2010 года (оно было озвучено до разгона Площади) в качестве прорывного достижения отмечалось, что «Беларусь включена в десятку стран, наиболее активно проводящих реформы».
В послании-2014 слово «реформа» упоминается многократно, но в контексте недовольства миллионов людей в Восточной Европе результатами реформ, в контексте отказа от реформ в образовании с целью успокоения народа. А непонятливым Александр Лукашенко отдельно пояснил на языке армейской команды: «И прекратить всякие разговоры о реформе».
Столь негативное отношение главы государства к реформам не должно удивлять. За два десятилетия нахождения у власти он имел возможность неоднократно убедиться в том, что они несут угрозу его системе.
К чему привело расширение пространства свободы в процессе либерализации, показала Площадь. Отсюда «Наелись демократии. Тут крыть нечем. <…> То же самое рыночная экономика — наелись» (А. Лукашенко, 15 апреля 2014 года).
После столь решительных заявлений Директива №4 была обречена. Прав Георгий Бадей. Бизнес-сообщество не нуждается в новых программах реформирования экономики. Для начала необходимо реализовать то, что уже принято.
Шаг вперед, два шага назад
Тем не менее, ремейк либерализации возможен. В Беларуси реформы — это ответ власти на рост дезорганизации общества, на истощение ресурсов, на интуитивное ощущение приближающейся катастрофы. Напомню, что первое пришествие либерализации в 2007 году было спровоцировано двукратным повышением цены на российский газ.
Естественно, что представления о реформах у власти и у общества не совпадают. Власть рассматривает реформы как акт модернизации, как создание условий для эффективного воспроизводства ресурсов. У общества (в первую очередь у зависимого от государства «большинства») реформы порождают надежды приобщиться к дополнительному источнику различного рода благ.
Но исторически сложившийся порядок, даже если он угрожает обществу катастрофой, обладает мощной силой сопротивления изменениям. Поэтому на один шаг в направлении реформ у нас приходится два шага в обратном направлении. При этом власть и общество легко соглашаются на разворот, они как бы ищут для этого повод.
«Достижение успешных результатов в ходе реформ, — отмечал российский историк Александр Ахиезер, — может оказаться не менее сложным, чем превращение одного биологического вида в другой, так как социокультурные сообщества, прежде чем реально измениться, должны исчерпать методы борьбы на своей собственной основе, мобилизуя для этого все свои жизненные силы».
В Беларуси возможность борьбы на собственной основе исчерпана еще в начале нулевых годов. Но осознать надвигающуюся катастрофу власти и обществу мешают российские дотации.
Сергей НИКОЛЮК