Власть пойдет на реформы, только если испугается

Источник материала:  
06.09.2014 14:20 — Новости Политики


Периодически в белорусском информационном пространстве всплывает тема необходимости рыночных отношений. В августе роль инициатора этого всплытия взял на себя премьер-министр Михаил Мясникович.

Власть пойдет на реформы, только если испугается

Он вытолкнул тему рыночных отношений на поверхность в контексте борьбы с коррупцией: «Существует четыре простых арифметических действия: административный ресурс, или как отнять и разделить, и рыночный — как добавить и приумножить. Поэтому чем больше будет рыночных отношений, тем меньше будет пищи для различных коррупционных проявлений».

Такая вот причинно-следственная зависимость. Я полагаю, что ее выявление в правительстве стало возможным благодаря антикоррупционной активности самого главы государства. Не зря же на общенародное обсуждение вынесен проект закона «О борьбе с коррупцией».

Бизнес-сообщество уже ничего не ждет

Белорусов рыночными отношениями не запугать. В декабре 2013 года за проведение рыночных реформ высказывалось 60%, против — 28% (результаты опроса НИСЭПИ). Таким образом, спрос на реформы в обществе имеется. Социологи способны подсказать и структуру спроса.

Какие реформы, на Ваш взгляд, А.Лукашенко должен провести в течение следующих 12 месяцев? (возможно более одного ответа)

Власть пойдет на реформы, только если испугается


 Данные НИСЭПИ, апрель 2013 года

Замечательная структура, согласитесь! Если под реформами понимать повышение зарплат и пенсий, то большинство ничего не будет иметь против. Другое дело — выборы. Уровень их свободы и справедливости в Беларуси беспокоит только маргиналов, но таких у нас всего 15%.

Разумеется, общественное мнение в столь сложном вопросе не является истиной в последней инстанции. Поэтому обратимся к профессионалу — председателю правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Георгию Бадею, который дал интервью интернет-газете Naviny.by:

— Георгий Петрович, каких реформ ждет сегодня от власти белорусское бизнес-сообщество?

— Это и простой, и сложный вопрос. Мне кажется, что бизнес-сообщество уже ничего не ждет, потому что все программы, которые можно было придумать, давно были приняты. Их оставалось только реализовать. Я имею в виду, в первую очередь, директиву №4 2010 года.

Для коммерческой сделки, как и для танго, нужны двое

Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» была подписана главой государства в последний день 2010 года, то есть спустя 12 дней после разгона Площади.

Никаких перспектив реализации главный либеральный документ, рожденный в недрах белорусской модели, не имел, так как милиции «понадобилось семь с половиной минут» (выражение Лукашенко) не только для разгона демонстрантов, но и для сворачивания программы либерализации.

Тем не менее я не могу отказать себе в удовольствии процитировать вступительный абзац директивы: «Наша страна славится трудолюбивыми, образованными и талантливыми людьми. Своей деятельностью они способны не только значительно повысить благосостояние и качество жизни жителей Беларуси, но и обеспечить экономический рост, безопасность нашего государства».

На раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала трудолюбивых, образованных, талантливых белорусов и был направлен документ. Но не сложилось. Стоит ли после этого удивляться, что сегодня экономический рост в 1,6% правительство воспринимает как достижение, о значительном же повышении благосостояния и качества жизни жителей Беларуси никто из руководителей страны и не вспоминает?

Но что конкретно предложил премьер-министр для того, чтобы в свете развития рыночных отношений сократилось количество пищи для различных коррупционных проявлений? Он предложил государственным предприятиям ограничить работу… «с посредниками и посредническими схемами».

Но ведь посредничество — это важнейший институт рыночной экономики, эффективность которой напрямую зависит от уровня развития посреднических услуг.

Продолжу цитатой из пресс-релиза Совмина: «По словам руководителя правительства, сегодня на территорию Беларуси много завозится импортных товаров, которые есть в достаточном количестве в стране. Работа с посредниками и посредническими схемами — одновременно и канал коррупции. Это когда работа через посредников по импорту ведет к удорожанию приобретаемого товара. Здесь применяются различного рода серые схемы, откаты».

Для коммерческой сделки, как и для танго, нужны двое: в данном случае это посредник — агент рынка и конечный потребитель — агент государства. Несложно догадаться, какая из сторон сделки выступает инициатором различных серых схем и откатов.

Наелись демократии, наелись рыночной экономики…

В президентском послании народу и парламенту 2010 года (оно было озвучено до разгона Площади) в качестве прорывного достижения отмечалось, что «Беларусь включена в десятку стран, наиболее активно проводящих реформы».

В послании-2014 слово «реформа» упоминается многократно, но в контексте недовольства миллионов людей в Восточной Европе результатами реформ, в контексте отказа от реформ в образовании с целью успокоения народа. А непонятливым Александр Лукашенко отдельно пояснил на языке армейской команды: «И прекратить всякие разговоры о реформе».

Столь негативное отношение главы государства к реформам не должно удивлять. За два десятилетия нахождения у власти он имел возможность неоднократно убедиться в том, что они несут угрозу его системе.

К чему привело расширение пространства свободы в процессе либерализации, показала Площадь. Отсюда «Наелись демократии. Тут крыть нечем. <…> То же самое рыночная экономика — наелись» (А. Лукашенко, 15 апреля 2014 года).

После столь решительных заявлений Директива №4 была обречена. Прав Георгий Бадей. Бизнес-сообщество не нуждается в новых программах реформирования экономики. Для начала необходимо реализовать то, что уже принято.

Шаг вперед, два шага назад

Тем не менее, ремейк либерализации возможен. В Беларуси реформы — это ответ власти на рост дезорганизации общества, на истощение ресурсов, на интуитивное ощущение приближающейся катастрофы. Напомню, что первое пришествие либерализации в 2007 году было спровоцировано двукратным повышением цены на российский газ.

Естественно, что представления о реформах у власти и у общества не совпадают. Власть рассматривает реформы как акт модернизации, как создание условий для эффективного воспроизводства ресурсов. У общества (в первую очередь у зависимого от государства «большинства») реформы порождают надежды приобщиться к дополнительному источнику различного рода благ.

Но исторически сложившийся порядок, даже если он угрожает обществу катастрофой, обладает мощной силой сопротивления изменениям. Поэтому на один шаг в направлении реформ у нас приходится два шага в обратном направлении. При этом власть и общество легко соглашаются на разворот, они как бы ищут для этого повод.

«Достижение успешных результатов в ходе реформ, — отмечал российский историк Александр Ахиезер, — может оказаться не менее сложным, чем превращение одного биологического вида в другой, так как социокультурные сообщества, прежде чем реально измениться, должны исчерпать методы борьбы на своей собственной основе, мобилизуя для этого все свои жизненные силы».

В Беларуси возможность борьбы на собственной основе исчерпана еще в начале нулевых годов. Но осознать надвигающуюся катастрофу власти и обществу мешают российские дотации.



Сергей НИКОЛЮК

←Президент Беларуси: регионы Украины следует наделить большей самостоятельностью

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика