Имперский прожект Путина затмил его главный интеграционный проект

Источник материала:  
23.08.2014 19:27 — Новости Политики


Чуть больше четырех месяцев остается до 1 января 2015 года, когда на пространстве Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России должен заработать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Между тем, не все так гладко в отношениях партнеров нового межгосударственного объединения. Более того, к проблемам внутренним добавляются внешние.

Имперский прожект Путина затмил его главный интеграционный проект


В начале августа Казахстан с официальным визитом посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров. В качестве одной из главных целей визита называлось продвижение евразийских интеграционных процессов, в первую очередь — договора о создании Евразийского экономического союза. Это сможет быть косвенным подтверждением того, что нерешенных вопросов у сторон остается достаточно много.

Стоит напомнить, что свои претензии к экономической части договора о создании ЕАЭС Беларусь и Казахстан высказывали вплоть до момента его подписания 29 мая в Астане. А вскоре после подписания глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей в интервью информационной компании БелаПАН заявил об отсутствии у белорусской стороны эйфории по данному поводу. Потому что «договор в той форме и в том виде, в каком он сейчас был подписан, не соответствует тому договору, который был продекларирован всеми сторонами ранее».

«Предполагалось, что это будет договор без всяких изъятий и ограничений в ряде чувствительных сфер — это нефть, газ, медицинские и лекарственные средства, автоперевозки, услуги, ряд других важных сфер, где пока сохранились изъятия и ограничения, —
конкретизировал министр. — Беларусь была готова пойти на соответствующие шаги навстречу нашим партнерам. Но, к сожалению, наши партнеры оказались не готовы к тому, чтобы пойти на устранение всех изъятий и ограничений во взаимной торговле».

Макей обратил внимание на то, что общего экономического пространства в рамках этого договора пока еще не существует: «Пока речь идет об отдельных рынках трех стран с соответствующими изъятиями и ограничениями. Поэтому вместо того, чтобы отразить эти договоренности на трехсторонней основе, мы вынуждены были пойти на заключение договоренностей на двусторонней основе». В то же время никто не может гарантировать, что в будущем не произойдет каких-либо сбоев, отметил глава белорусского МИД.

Как бы то ни было, в Минске не слишком торопятся с ратификацией договора о создании ЕАЭС. В конце июля спикер Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко заявил, что проект поступит в парламент не раньше ноября—декабря.


Имперские амбиции Москвы вызывают опасения у партнеров

Помимо внутренних противоречий, на ход интеграционного процесса негативное влияют и внешние факторы.

Один из них — события в Украине и вокруг нее. Нет сомнений в том, что агрессивные действия России, включая аннексию Крыма, вызвали у ее партнеров по будущему союзу серьезную настороженность. Ведь ни у кого нет ни малейшей уверенности в том, что их не коснутся имперские амбиции Москвы.

Здесь уместно вспомнить, как, выступая 22 апреля с посланием к народу и парламенту , Александр Лукашенко выразил готовность защищать суверенитет и независимость Беларуси всеми имеющимися средствами. А буквально накануне майского саммита в Астане он высказал еще более конкретные опасения — заявил, что, потерпев неудачу в Восточной Украине, террористы и боевики возьмутся за Беларусь.

Похожие ощущения наверняка испытывает и Нурсултан Назарбаев. Тем более, что в 90-х годах уже была попытка пророссийских сепаратистов отторгнуть часть казахстанской территории. Тогда со стороны разных группировок и организаций звучали призывы присоединить к РФ северную часть Казахстана, где доля русского населения особенно велика.


Западные санкции: многомерная угроза

Еще одна проблема извне связана с санкциями, которые Запад ввел против России из-за Украины, а также ответной реакцией Кремля — решением запретить импорт западного продовольствия.

Как считают многие аналитики, следствием санкций против РФ может стать существенное сокращение объема экономических дотаций Москвы своим партнерам по ЕАЭС. А ведь именно это было для Минска и Астаны одним из главных стимулом к интеграции.

Ну и, понятно, партнерам России меньше всего хочется, чтобы проблемы, которые могут у нее возникнуть из-за западных санкций, затронули непосредственно их.

С другой стороны, у Беларуси и Казахстана вполне может возникнуть соблазн воспользоваться отсутствием внутренних границ для реализации крайне выгодных контрабандных продовольственных схем. Тем более что Казахстан вообще не выражал намерения ограничивать транзит.

Да и в ближайшем союзнике — Беларуси — Москва, похоже, уверена не до конца. Ведь, несмотря на обещания Лукашенко обеспечить полную прозрачность «в духе партнерских отношений», российская сторона заявила о намерении усилить контроль на границе, дабы не допустить транзита попавшей под санкции продукции через территорию Беларуси. Как говорится, доверяй, но проверяй… Если в итоге окажется, что запрещенные продукты все же проникают в Россию, вряд ли это укрепит отношения партнеров по ЕАЭС.


В Кремле не учли фактор Нагорного Карабаха

Стремясь как можно скорее приступить к восстановлению «великой империи», Кремль недоучел объективные препятствия.

Так, например, он настойчиво вовлекал в Таможенный союз и ЕАЭС Армению. Между тем в Баку прекрасно понимают, что такой шаг будет означать для них фактическую потерю Нагорного Карабаха. В итоге глава Азербайджана Ильхам Алиев направил лидерам ЕАЭС письмо, в котором предупредил: Армения может вступить в данную организацию исключительно в рамках собственной территории — то есть без Нагорного Карабаха.

Астана эту позицию открыто поддерживает. Зачитав на саммите послание Алиева, президент Казахстана подтвердил, что без решения карабахской проблемы в пользу Азербайджана вступление Армении невозможно. Вопреки просьбе Еревана завершить процесс до 15 июня, Назарбаев отодвинул дату вначале на 1 июля, а месяц назад глава МИД Казахстана назвал новый срок — теперь это уже октябрь.

В самом Карабахе тем временем возобновились вооруженные столкновения, приведшие к гибели людей с обеих сторон. Аналитики предполагают, что причиной послужили именно попытки ускорить присоединение Армении к ЕАЭС.

Кстати, обращает на себя внимание и длящееся вот уже несколько месяцев (что нехарактерно) молчание российского правителя по поводу своего любимого детища — Евразийского экономического союза. Возникает вопрос: уж не охладел ли Владимир Путин к интеграционному мегапроекту после осознания окончательной потери Украины?



Андрей ФЕДОРОВ

←Меркель пообещала поддержать мирные переговоры в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика