Политологи не верят в успех минских переговоров ТС-ЕС-Украина
Во встрече в Минск ожидается участие президента Украины Петра Порошенко, лидеров стран — членов Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана Александра Лукашенко, Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, верховного представителя ЕС по иностранным делам и заместителя председателя Еврокомиссии Катрин Эштон, еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта и заместителя председателя Еврокомиссии Гюнтера Эттингера.
Предметом переговоров, как сообщает пресс-служба украинского президента, станут вопросы, связанные с выполнением соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, энергетической безопасности и стабилизации ситуации на Донбассе. Пресс-секретарь российского президента заявил, что «планируется обсуждать отношения Таможенного союза и Украины».
Украинский политолог Алексей Блюминов убежден, что анонсированные переговоры являются логическим продолжением недавней берлинской встречи глав МИД России, Украины, Франции и Германии. «Невзирая на то что Европа пытается идти в фарватере американских требований о санкциях, с другой стороны, экономически она не заинтересована в продолжении конфликта», — считает он.
По мнению политолога, Европа нуждается в стабильном транзите российского газа и не хочет нести обязательства по «финансированию Украины как страны-банкрота».«Я думаю, что минская встреча может рассматриваться как попытка обеспечить взаимопонимание. Другое дело, что я не жду от нее каких-то поворотных решений, как не ждал и от берлинской, потому что без участия основного спонсора войны — США — ее закончить невозможно», — полагает Блюминов.
По его мнению, Петр Порошенко «является американской креатурой и советы ему идут именно оттуда».
Политолог убежден, что киевские власти не устроит никакой компромисс. «Если мы представим, что тот же Донбасс остается в составе Украины, но в качестве какой-то автономии, это уже будет поражением Киева. А если мы даем Донбассу автономию, то зачем положили тысячи жизней?» — сказал он.
«Я сильно сомневаюсь в договороспособности киевской власти, хотя, конечно, хотелось бы верить, что подобные встречи помогут нащупать какое-то промежуточное решение», — отметил Блюминов.
Евгений Дикий, политолог Международного института демократии (Киев), ныне — командир взвода в добровольческом батальоне «Айдар», воюющем на стороне украинских властей, в комментарии БелаПАН заявил: «Как бойцу «Айдара», как любому бойцу, который каждый день теряет своих товарищей, мне бы очень хотелось верить в успех этих переговоров и что война скоро закончится».
«Но, честно говоря, я не вижу оснований надеяться на успех этих переговоров. С военной точки зрения, Украина побеждает, если Россия не бросит в бой свои регулярные части. Пророссийские добровольцы, даже усиленные российскими военными и кадровыми инструкторами, против нашей регулярной армии — это вопрос от месяца до двух, мы их додавливаем», — сказал Дикий.
«В такой ситуации у нас нет оснований соглашаться на тот вариант, на который согласилась Молдова в Приднестровье, Грузия в Абхазии и Южной Осетии», — считает политолог.
Дикий также отметил: «В то же время не решена кардинальная проблема: нет такого механизма, при котором мы можем победить, а Путин — сохранить лицо. Если бы такой механизм был кем-то найден, то эта война сразу бы закончилась».
«Но поскольку сейчас Путин сделал на эту войну слишком большую ставку и наша победа для него означает потерю лица с далеко идущими последствиями внутри самой России, в этой ситуации я не вижу оснований надеяться на успех мирных переговоров в ближайшие дни. Через месяц-полтора — дай бог, но сейчас вряд ли», — полагает эксперт.
Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов считает сам факт встречи в Минске позитивным. «Еще раз встретятся президенты Украины и России. Одна встреча была и раньше, но там не была обсуждена детально суть вопроса и проблема, которая есть между странами. Были и телефонные разговоры, но здесь все-таки встреча высокого уровня с привлечением европейцев», — отмечает белорусский политолог.
Касаясь последствий переговоров для официального Минска, Мельянцов назвал их «триумфом белорусской дипломатии, внешней политики и президента, в частности». «Очевидно, что Беларусь выходит на совершенно иной уровень. Такая встреча позволяет провести перезагрузку белорусско-европейских отношений, сохраняя лицо всем участникам», — убежден политолог.
Артем ШРАЙБМАН