Торговля на тропе войны
Беларусь и Украина вошли в состояние торговой войны, закрыв свои рынки для многих товаров друг друга. Уже очевидно, что по итогам года взаимный товарооборот значительно упадет. Очевидно и то, что выгоду от всего этого получит только Россия, которая сейчас действует по принципу: «Чем хуже для Украины – тем лучше».
Осторожно, рынок закрывается!
Между Беларусью и Украиной нежданно-негаданно разгорелась настоящая торговая война. Да такого масштаба, что предыдущие белорусско-украинские торговые конфликты теперь кажутся небольшими недоразумениями. Если раньше все сводилось к более или менее яростным препирательствам чиновников, то теперь Украина реально закрыла свой рынок для наиболее ходовых белорусских товаров. Решением Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) пошлины на импорт ряда товаров из Беларуси увеличены до заградительного уровня: до 55,29% на большинство видов кондитерских изделий, молочной продукции, электрических ламп накаливания, азотных удобрений и холодильного оборудования белорусского происхождения. Ранее импортные сборы на эту группу товаров находились в диапазоне 1-15%. На белорусское пиво, резиновые покрышки и запчасти к холодильникам установлена пошлина в размере 60,05% таможенной стоимости товаров (ранее – в пределах 10%). Украинский рынок де-факто отгородился от белорусского молока, сливок, йогуртов, кефира, сливочного масла, а также кондитерских изделий из сахара, шоколада и мучных сладостей. Новые ставки вступают в силу с 26 июля и будут действовать до 2017 года.
Однако эту войну развязала не Украина, а Беларусь. Точнее, ее правительственные чиновники, которые еще весной решили «защитить отечественного производителя» введением заградительных мер в отношении украинских товаров. С 1 мая Беларусь на шестимесячный срок ввела режим разового лицензирования импорта пива, макаронных и кондитерских изделий из-за пределов Таможенного союза. Импортеров этих товаров обязали заключать с госконцерном «Белгоспищепром» контракты на поставки каждой партии продукции, соглашаясь при этом на искусственно завышенный минимальный уровень цен. Также «Белгоспищепром» определял и объемы поставок.
В результате уже в мае белорусы остались и вовсе без украинского пива. По статистике, За январь-апрель в Беларусь поступило 1,51 млн дал украинского пива на $7,13 млн, по итогам мая эти данные не изменились. Причем решение конкретно по пиву было принято после апрельского совещания с участием Александра Лукашенко. Тогда, напомню, президент резко высказался насчет обилия импортного пива в белорусской торговле. «Вы думаете, импортное пиво лучше нашего, и травить и дальше планируете белорусский народ? Чем отличается импортное пиво? Напичкано разного рода вкусовыми компонентами и консервантами. Белорусское пиво – натуральное! В бане брызните импортное пиво и отечественное на камни и понюхайте, чем это все пахнет! Белорусское пиво – это запах хлеба, это все живое и натуральное!», – сказал Лукашенко и предписал запретить продавать импортное пиво на внутреннем рынке без соответствующих разрешений. По сути, Минск сразу блокировал экспорт украинского пива, которое стало портиться на таможенных складах, жаловалась украинская корпорация «Оболонь».
Относительно ограничений белорусского рынка для украинских кондитеров в интервью изданию «Forbes Украина» высказался президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдинюк: «Установленный белорусами механизм лицензирования нашей продукции – инструмент избирательный. Они могут выбрать любое важное для нас наименование из ассортимента и установить слишком высокую цену на него. «Белгоспищепром» управляет белорусскими фабриками – нашими основными конкурентами на белорусском рынке. На наиболее популярные в Беларуси украинские товарные позиции «Белгоспищепром» предлагает повысить цену на 50-500% от ее стоимости, что делает экспорт в эту страну практически невозможным. С 1 июня, то есть с момента действия порядка лицензирования импорта кондитерских изделий, наш кондитерский экспорт в Беларусь полностью заблокирован».
Война после рукопожатий
Еще 7 июня белорусский президент присутствовал на инаугурации Петра Порошенко, жал ему руку, щедро улыбался и рассуждал о колоссальных перспективах двустороннего сотрудничества. Говорил даже о возможном увеличении белорусско-украинского товарооборота до $15 млрд. Но после того, как новые киевские власти подписали соглашение об ассоциации с ЕС, в Минске решили поддержать торговых партнеров по Таможенному союзу.
Совсем скоро правительство Украины назвало новые условия поставок украинских товаров в Беларусь «недружественным шагом со стороны белорусских властей», ущемляющим интересы украинских производителей. Конечно, потом в Беларуси оценили как «чрезмерные» ответные меры Украины. И особо обратили внимание на то, что введенные с 1 мая правила работы касаются не только Украины, но любых поставок из-за пределов ТС. «Мы не можем согласиться с мотивацией решения о повышении пошлин, так как Беларусь не предпринимала каких-либо решений в отношении именно Украины. Тем более, не согласны с тем, что наши шаги трактуются как «недружественные», – говорится в заявлении пресс-службы Министерства иностранных дел Беларуси.
Между тем, Украина входит в число важнейших торговых партнеров Беларуси. В 2013 году импорт из Украины в Беларусь составил $1,98 млрд, экспорт – $3,60 млрд. По многим позициям белорусского экспорта рынок южной соседки занимает позиции в диапазоне от второго до четвертого места, будучи традиционным местом сбыта белорусских товаров. Причем особенно в тех отраслях промышленности Беларуси, которые ориентированы на экспорт.
Так, Беларусь была одним из крупнейших импортеров молочной продукции на украинском рынке. Только в первом полугодии 2014 года наша страна поставила в Украину молока и сливок на $1,3 млн – это 46% от общего импорта данной продукции. Холодильники, шины и удобрения также занимают первые позиции в структуре украинского импорта из Беларуси. Однако основной товар, который Беларусь продает на украинском рынке, – нефтепродукты. В январе-мае нынешнего года почти 80% белорусского экспорта в Украину приходилось на бензин и дизтопливо, отказаться от которых Украине будет сложно.
Однако нужно понимать, что Беларусь была одним из главных зарубежных рынков сбыта для украинских пивоваров и кондитеров. По данным Министерства доходов и сборов Украины, экспорт кондитерских изделий из Украины в РБ составил в 2013 году 24,4 тыс. тонн на сумму $70 млн. Так что не стоит удивляться, что в этом июле Киев вывел торговую войну с Беларусью на новый уровень: вслед за пищевыми продуктами последовали заградительные пошлины на белорусские холодильники (от 55,29% до 60,05%), удобрения и электрические лампы накаливания (55,29%) и шины (60,05% от таможенной стоимости).
Жертвой белорусско-украинской торговой войны может стать Зона свободной торговли СНГ, считают аналитики российского издания «Эксперт Online». В принципе, механизм ЗСТ СНГ не исключает применения мер защиты внутреннего рынка в случае, например, диспропорционального роста импорта. Однако уже весной Украина, подписав экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС, фактически оказалась сразу в двух зонах свободной торговли, включая действующую на пространстве СНГ. Странам Евразийского экономического союза такой расклад очень невыгоден, а значит, после 1 января 2015 года – когда договор о создании ЕАЭС вступит в силу – ЗСТ СНГ может быть попросту «принесена в жертву» новому евроазиатскому образованию.
Комментарии экспертов
«Тех, кто привык к украинским кондитерским изделиям или к украинскому пиву, ожидают неудобства. Будет рост цен, – говорит зампредседателя ОГП экономист Лев Марголин. – Все зависит от того, на каком этапе будет окончена эта война. Если ограничится тем, что есть сейчас, то это ненадолго. Покупатели могут ничего и не заметить. Но если продолжится – ничего хорошего ожидать не приходится».
В свою очередь, экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич напоминает, что еще 10 июля НБРБ своим письмом разрешил банкам не принимать у граждан наличную гривну. Дескать, чтобы «не допустить ухудшения финансового положения белорусских банков».
«Крайне нестабильная политическая и экономическая ситуация в Украине, возможно, вызывает страхи у Нацбанка, что украинская гривна будет дальше обесцениваться. Однако украинская валюта достаточно стабильна, лично я не вижу причин для беспокойства, – цитирует Богданкевича «ЕвроБеларусь». – Может, здесь и подмешана политика, но это трудно определить. Идет война, экономика практически не работает. Ситуация сложная, и нет никаких гарантий, что она не будет ухудшаться далее. Возможно, Надежда Ермакова приняла и правильное решение – не покупать украинскую гривну. Но к июлю белорусский рубль обесценился по отношению к евро на 21%, по отношению к доллару – на 16%. Идет обесценивание национальной валюты и в Украине, где идет война, и в Беларуси, которая празднует 20-летие президентства Лукашенко. Украинская валюта неустойчива в таких же объемах, что и белорусская. Если Беларусь так поступает с украинской валютой, Украина вполне может ответить взаимностью».
«Украинское правительство, надо сказать, поступило очень логично: для ответных мер оно выбрало те товарные позиции, ограничение импорта по которым не принесет никакого ущерба экономике Украины и рядовым потребителям, – говорит эксперт Украинского аналитического центра Петр Весенин. – Дело в том, что по всем товарным линиям, поставки которых из Беларуси теперь ограничены, на внутреннем рынке Украины и так имеется избыточное предложение. Простой пример – электрические лампы. По оценкам Philips, импорт белорусских ламп в 2013 году составил 24,5 млн штук, или около 19% от общего потребления в 130 млн штук. На них введена теперь пошлина в 55,29% таможенной стоимости товара, из-за которой стоимость не лучших по качеству белорусских лампочек достигнет стоимости ламп брендов класса А (Philips, Osram, GE). А значит, уход с рынка белорусского продукта приведет к росту сбыта украинских ламп, так как до сих пор украинские и белорусские лампы конкурировали в одном ценовом сегменте».