Украина выбирает темную лошадку. Но для Минска всё очевидно

Источник материала:  
22.05.2014 19:39 — Новости Политики


Через тернии трехмесячного майдана, сотни жертв, аннексию Крыма, кровавые беспорядки в Одессе, подъем инспирированного из России сепаратизма на востоке страны Украина приближается к выборам пятого президента в своей истории. Победитель фактически известен, но политологи убеждены: для белорусско-украинских отношений его имя не имеет почти никакого значения.

Последние данные предвыборных опросов, опубликованные фондом «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» и Центром имени Разумкова, говорят о том, что первое место отходит бизнесмену, «шоколадному королю» Петру Порошенко (44,6%). На втором — экс-премьер Юлия Тимошенко с 8,4% голосов тех, кто будет принимать участие в выборах.

Украина выбирает темную лошадку. Но для Минска всё очевидно

Петр Порошенко и Юлия Тимошенко

На третьем месте — экс-министр обороны Анатолий Гриценко (7,5%). Далее идут бывший вице-премьер Сергей Тигипко (7%), лидер Радикальной партии Олег Ляшко (5,4%), коммунист Петр Симоненко (3,1%) и кандидат от Партии регионов Михаил Добкин (2,6%). Лидеры националистов Дмитрий Ярош и Олег Тягнибок не набирают 2% каждый.

Не определились, за кого из кандидатов голосовать, 15% из тех, кто намерен участвовать в выборах.

Центры СОЦИС, «Рейтинг» и Киевский международный институт социологии дают похожие цифры


«Всё на редкость очевидно»

Украина выбирает темную лошадку. Но для Минска всё очевидноЗаместитель директора украинского Центра исследования общества, социолог Владимир Ищенко не сомневается в победе Петра Порошенко.

«Сейчас вопрос состоит в том, сможет ли он победить в первом туре. Кроме того, есть вопрос, кто именно попадет во второй тур, если он будет: Сергей Тигипко или Юлия Тимошенко — у них сейчас рейтинги очень близки», — убежден эксперт.

В случае выхода во второй тур Тимошенко, считает Ищенко, можно ожидать большого отторжения второго тура в восточных областях Украины, поскольку оба оставшихся кандидата будут ассоциироваться с так называемой «оранжевой» частью политического спектра.

«В случае выхода Тигипко, по крайней мере, у восточных областей появится хоть какой-то свой кандидат. Хотя не следует преувеличивать его поддержку на Донбассе и в других восточных областях», — отмечает социолог.

Эксперт не берется предсказать, будет ли второй тур: «Многое будет зависеть от того, сколько придет голосовать в Донецкой и Луганской областях».

Украина выбирает темную лошадку. Но для Минска всё очевидноПолитолог Международного института демократии (Киев) Евгений Дикий отмечает: «Все на редкость очевидно. Мы уже знаем, как зовут нашего будущего президента».

«Это уникальная ситуация: вся страна знает, кто победит на выборах, большинство собирается за него голосовать, и при этом даже те, кто будет за него голосовать, признают, что на самом деле не знают, какой политики от него ожидать. Мы абсолютно сознательно выбираем темную лошадку. Так случилось, что Петр Порошенко стал той самой рыбой на безрыбье», — отмечает Евгений Дикий.

При этом политолог считает маловероятной победу «шоколадного короля» в первом туре: «Его электоральная поддержка меньше 50%, но сейчас идет активная агитация за то, что, раз все равно понятен результат второго тура, давайте сэкономим время и деньги, не будем затягивать избирательный процесс. А те, кто хочет голосовать за других, заведомо непроходных кандидатов, наступите на горло своей песне ради того, чтобы выборы были в один тур. Но, зная упрямство и анархизм нас — украинцев, я полагаю, что Порошенко придется побеждать во втором туре».


À la guerre comme à la guerre

Евгений Дикий отмечает, что по главному сейчас для Украины вопросу — конфликту с Россией, у двух лидеров гонки схожие позиции и возможности: «Оба сейчас играют на патриотической риторике, и это логично, потому что именно эту риторику сейчас народ Украины воспринимает».

«Юлия Владимировна даже подчеркнуто воинственна, с криками и ополчением. Петр Алексеевич более уверен в своей победе, ведет себя более спокойно», — добавляет политолог.

При этом эксперт не берется предсказать, какую линию эти оба человека заняли бы, реально получив власть.

«Касательно Юлии Владимировны есть вообще масса информации, что у нее неформальные достаточно доверительные отношения с Кремлем, лично с Путиным. А насчет Порошенко, тут загадка. Не исключено, что и с ним попробуют договориться. Если Путин вообще будет готов договариваться, то Петр Алексеевич, как торговец, договорится», — убежден Дикий.


Старая обойма?

И Петр Порошенко, и Юлия Тимошенко имею солидный опыт работы на государственных должностях и в крупном бизнесе. Обоих можно характеризовать как весьма гибких политиков.

Петр Порошенко — владелец знаменитой кондитерской фабрики Roshen, успел побыть депутатом Верховной рады, секретарем украинского Совбеза, председателем Нацбанка, главой МИД и министром экономического развития и торговли. Причем высокие должности он занимал и при «оранжевом» Ющенко, и при его политическом противнике Януковиче. Причем симпатии к «оранжевому» лагерю Порошенко никогда не скрывал — был членом партии Ющенко «Наша Украина», по слухам, спонсировал если ни оба, то почти наверняка последний украинский Майдан.

Юлия Тимошенко — одна из лидеров «оранжевой» революции 2004 года уже к тому времени успела около года (конец 1999 — начало 2001) поработать вице-премьером по тепло-энергетическому комплексу при президенте Леониде Кучме под руководством тогда еще премьер-министра Виктора Ющенко.

Дважды была премьер-министром — сначала при Ющенко, потом при Януковиче. В 2011 году по обвинению в превышении власти и служебных полномочий при заключении газовых контрактов с Россией была арестована. Запад признал Тимошенко политзаключенной и требовал ее освобождения вплоть до самого бегства Януковича.


Повзрослевшие романтики

Оба главных кандидата на пост президента Украины всегда относились к Беларуси так, как того требовал дух времени и должности, которую они занимали.

На волне демократической эйфории после победы первого Майдана в 2004 году и Петр Порошенко, и Юлия Тимошенко, тогда находящиеся в одном «оранжевом» лагере, выступали, как и положено демократическим революционерам — романтично.

Порошенко, тогда один из руководителей предвыборного штаба Ющенко, пообещал «стимулировать белорусские власти к тому, чтобы ситуация с правами человека изменилась». Тимошенко пошла еще дальше, заявив, что неплохо было бы «экспортировать немножечко «оранжевой революции», чтобы наш сосед зажил более оранжевой жизнью, а ваша оппозиция вдохновилась нашей победой и опытом».

Уже через несколько месяцев Порошенко, тогда глава украинского Совбеза, обещал сделать максимально возможное для того, чтобы обеспечить наличие в Беларуси основ демократических прав и свобод, но в этот раз уже поспешил заверить, что «не предполагается экспорта революции, насильственного распространения демократии».

Заняв высокие должности, оба кандидата на звание пятого президента Украины стали гораздо дипломатичнее. Порошенко в 2009 году приезжал в Минск с визитом в ранге министра иностранных дел, заявив, что два государства «достигли полного взаимопонимания в наших отношениях, которым придаем огромное значение».

Юлия Тимошенко ездила в Минск в том же 2009 году и на встрече с тогдашним белорусским премьером Сергеем Сидорским объявила: «Мы снимаем все взаимные ограничения и переходим к конструктивной работе». Уже уйдя в оппозицию, экс-премьер даже критиковала администрацию Януковича за то, что та не поддержала белорусские власти в газовом конфликте с Россией в 2010 году.


Нам все равно

Но сегодня говорить о перспективах белорусско-украинских отношений можно только в контексте конфликта нашей южной соседки с восточной. А тот факт, что Беларусь является военной союзницей России только добавляет пикантности в отношения Минска и Киева.

Владимир Ищенко убежден, что сейчас все кандидаты в президенты Украины будут заинтересованы в дружественных отношениях с Беларусью, поскольку «есть реальная военная угроза со стороны России».

«Ощущение хоть какого-то пакта о ненападении с Беларусью считается очень важным для Украины. Любой кандидат из тех, кто имеет какие-то реальные шансы, будет очень дорожить отношениями с Беларусью и не будет их никоим образом обострять»,
— считает эксперт.

Иначе смотрит на ситуацию Евгений Дикий: «Я не хочу обидеть белорусов, но давайте будем откровенными. Какие могут быть двусторонние отношения между Украиной и Беларусью, когда в настоящее время у Беларуси нет самостоятельной внешней политики».

«Наши отношения с Беларусью как государством, к сожалению, уже не двустороння проблема, а часть наших двусторонних отношений с Владимиром Владимировичем Путиным. Лукашенко за последнее время окончательно утратил субъектность в плане международной политики. Похоже, что утратил неохотно, но с нашей точки зрения выглядит так, что его все-таки додавили и доломали через колено, и в настоящий момент он не способен на какую-то самостоятельную политику в отношении Украины», — считает киевский политолог.

Евгений Дикий убежден, что из-за этого «нивелируется разница между Тимошенко и Порошенко». «Кого бы из них не выбрали, все равно Беларусь будет рассматриваться в контексте российско-украинских отношений, а не как отдельный вектор», — считает эксперт.

При этом небольшие отклонения возможны, добавляет политолог.

«Если будет украинско-российская разрядка, то появится белорусский вектор как самостоятельный. Если будет состояние пусть не горячей, но вялотекущей войны, то, боюсь, роль Беларуси будет сводиться к сателлиту России, который старается не дать себя втянуть в войну. Ну, и с нашей стороны соответствующее настороженное отношение, с пониманием того, что это не добровольная позиция. Не зря мы впервые за долгое время стали контролировать северную границу», — отмечает собеседник Naviny.by.



Артем ШРАЙБМАН

←Беларусь имеет особое значение в обеспечении стабильности в Восточной Европе - глава МИД Турции

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика