Московские "плюшки" к празднику

Источник материала:  
12.05.2014 08:32 — Новости Политики

Всего через полторы недели после провального для Беларуси саммита глав Таможенного союза в Минске наша страна неожиданно все же получила от России целый ряд экономических бонусов. Создается впечатление, что такова плата Кремля за согласие подписать 29 мая договор о создании Евразийского экономического союза. Но есть и другой вариант: теперь Беларуси, возможно, придется принять участие в украинских событиях.


8 мая белорусский президент вернулся из поездки в Москву с полной «корзиной плюшек». Во-первых, отчасти разрешилась главная проблема во взаимоотношениях Минска и Москвы: они договорились о поэтапной отмене перечислений в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты. «Мы постепенно будем их снимать. В будущем году примерно половина остается в Беларуси, а с 2016 года, я полагаю, мы решим и вторую часть, – сказал Александр Лукашенко журналистам 9 мая. – Примерно $1,5 млрд в будущем году останется в бюджете Беларуси. Около этого мы перечислим в бюджет России. А на 2016 год, как я сказал, мы вернемся к этому вопросу, и я уверен, что мы полностью в течение двух лет снимем эти пошлины и будем цивилизованно торговать».

Во-вторых, уже в мае Россия перечислит Беларуси $2 млрд для поддержания золотовалютных резервов. Речь идет о межгосударственном кредите, обещанном еще в декабре, но так и не выданном до сих пор.

В-третьих, Беларусь будет получать от России столько нефти и газа, сколько ей нужно, а не сколько оговорено в текущем топливно-энергетическом балансе. «Мы на десятилетие вперед решили проблему поставок природного газа, – рассказал Лукашенко. – Но, что не менее важно, договорились и о поставках нефти в тех объемах, которые нам необходимы, с перспективой увеличения, если нам это будет нужно. Однако пока для нас теперешних 23 млн тонн в год вполне достаточно для загрузки нефтеперерабатывающих предприятий».

В-четвертых, урегулирован вопрос продажи собираемых в Беларуси автомобилей на российском рынке. Речь, правда, идет не о МАЗах (за них все равно придется платить российский утилизационный сбор), а о легковушках Geely, произведенных совместным белорусско-китайским предприятием.

БелТА цитирует слова президента о том, что в прошлом году китайцы произвели 50 тыс. таких автомобилей в России и смогли их все продать. «Немцы, французы не смогли, а китайцы прирастили продажу автомобилей на российском рынке за прошлый год примерно на 46-48%. Все остальные упали. Значит, есть спрос, – сказал Лукашенко. – Договорились, что мы порядка 2% от такого класса автомобилей в России поставим отсюда. Это будет 25-30 тыс. машин, больше мы, наверное, не произведем на существующих мощностях».

По словам Лукашенко, теперь Беларусь не будет препятствовать созданию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «Мы не будем блокировать подписание этого договора. Если не можем сделать большой крупный шаг, то тогда маленькими шажками надо идти вперед. Мы исходим из этого, – заявил белорусский президент. – Мы вчера в двустороннем формате практически урегулировали все наши вопросы. Я поручил правительству сейчас тщательнейшим образом проработать все направления этого договора, чтобы уже окончательно к 29 мая иметь четкое представление, что мы подписываем, как мы подписываем, что мы будем иметь от этого экономического союза, каковы перспективы».

Итак, что мы получили? $1,5 млрд ежегодной «абонентской платы» в виде оставляемых в Беларуси нефтяных пошлин, плюс $2 млрд льготного кредита, плюс свободу действий по газу/нефти и по продажам Geely в России. Для сравнения: бюджет Беларуси в 2014 году – $12,9 млрд. Золотовалютные резервы Беларуси – $5 млрд, выплаты по внешним задолженностям (в основном по кредитам МВФ) в 2014 году – $4 млрд.

Лукашенко при этом получает гарантию устойчивости собственной власти на следующий президентский срок и некоторую стабилизацию белорусской экономики, по крайней мере на ближайший период. Кроме того, отпадает необходимость в проведении досрочных выборов, о которых много говорилось в последнее время.

Также президент пообещал, что в Беларуси не будет девальвации национальной валюты. «В очередной раз повторил то, что всегда говорил. Девальвации, обвалы, войны, конфликты – все зависит только от нас. Если вы этого не захотите, поверьте, этого никогда в Беларуси не произойдет. Я вам гарантирую. Если вы этого хотите, так что же я могу сделать? Вы этого хотите, я ваш слуга. Но никакой девальвации мы не планируем, – подчеркнул президент. – Мне периодически предлагают провести разовую девальвацию на 10%, 20%. Кому-то хорошо - экспортерам. Но это глоток воздуха на какое-то мгновение. С другой стороны, это же всплеск цен, приличный всплеск цен. И он потом другим концом ударит по экспортерам. Нам это надо? Нам это не надо».

Лукашенко подчеркнул, что в Беларуси достаточный объем золотовалютных резервов, чтобы поддерживать стабильную ситуацию на валютном рынке: «Около $5 млрд мы сегодня имеем этих резервов плюс $2,5 млрд, которые мы получаем в этом году от России. Нам предостаточно».

Со стороны теперь все выглядит так, будто Москва уступила и заплатила Минску за согласие подписать договор о создании ЕАЭС. Но в этом можно усомниться. Напомню, что еще 29 апреля, на саммите в Минске, Владимир Путин заявил, что экспортные нефтяные пошлины в бюджете Беларуси в ближайшее время оставляться не будут. Не удалось тогда Лукашенко выторговать у России и другие поблажки. Тем не менее, все президенты 29 апреля заявили, что договор о создании Евразийского экономического союза будет подписан в Астане 29 мая. То есть 7 и 8 мая белорусский президент договаривался в России о чем-то другом.

Беларусь не была бы Беларусью, если бы не ее привычка совершать многократные круговые пробежки по граблям. Вполне вероятно, что на самом деле за эти $1,5 млрд нефтяных пошлин, оставляемых в белорусском бюджете, за $2 млрд кредита, за решение проблемы с продажами белорусских авто в России, – за все это официальный Минск заплатил не согласием подписать договор о ЕАЭС, а согласием принять участие в «миротворческой операции» в восточной Украине. Эту операцию Россия хочет провести под маркой ОДКБ, чтобы ее не обвинили в прямой агрессии. Собственно, в российских и украинских СМИ об этом говорят открыто. Но тут нужно согласие всех президентов стран ОДКБ. Согласия Лукашенко, получается, добились при помощи незатейливых экономических рычагов.

Это подтверждает и риторика белорусского президента, прозвучавшая в Москве сразу после переговоров лидеров ОДКБ: «В Украине произошли события, которые не позволяют спокойно сидеть в стороне и взирать на то, что там происходит. В первую очередь это касается событий в Одессе. Это вообще приводит нас к нехорошим параллелям. И я смотрю: на экранах телевизоров уже появились эти параллели. Мы помним Хатынь, когда несколько сотен деревень на территории Беларуси были сожжены фашистами вот по такому принципу». «Неприемлемы подобные действия в любых государствах, и тем более неприемлемо будет, если мы спокойно будем взирать на то, что происходит. Это прежде всего касается России и Беларуси. Мы, естественно, не можем на это взирать, потому что там наши люди и они взывают о помощи и требуют реагирования на подобные вещи», – заявил Лукашенко. 

Мнения экспертов

Виктор Евмененко, эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog:

- То, что руководитель Беларуси подпишет 29 мая договор о создании ЕАЭС, не вызывало никаких сомнений. Другое дело, было не ясно, какие преференции получит Беларусь за это подписание, особенно в свете отказа России отменить для Беларуси возврат экспортной пошлины по нефтепродуктам. И вот мы получили ответ – $2 млрд кредита, которые собираемся откровенно проесть (об этом красивыми словами даже говорится в официальном сообщении). Но этот кредит все же поможет стабилизировать валютный рынок Беларуси на ближайшие полгода, а также станет дополнительным источником финансирования выплат по внешнему долгу.

Что же касается дальнейших взаимотношений Беларуси и России, то здесь не стоит ждать чего-то нового. Да, ЕАЭС приобретет новый импульс после подписания договора, но этот импульс выйлется в красивые слова и пространные статьи прогосударственных аналитиков, которые будут петь про выгоды и перспективы нового союзного образования. Но за 24 года независимой жизни мы видели целый набор всяческих союзных договоров и соглашений. И это напоминает бег по кругу. Главным и важным же остается один момент – удержание власти в Беларуси, а для этого президенту нужны ресурсы, которые сейчас, как и ранее, он может найти только в России. Поэтому сейчас мы получим кредит, потом, когда снова понадобятся деньги, я уверен, наша власть найдет слова, а может где-то даже пойдет и на угрозы, чтобы получить еще денег от Москвы. А ЕАЭС будет жить своей жизнью, которой жил и живет проект Союзного государства, который еще никто не отменял и который до сих пор имеет свой бюджет и свой чиновничий аппарат. 

Алексей Иванов, эксперт «Горбачев-фонда» (Москва):

- И Путину, и Лукашенко крайне важно подписать договор о создании ЕАЭС, вот только их ожидания совершенно противоположны. Для Путина – это политический проект в рамках «возрождения СССР», для Лукашенко – экономический, облегчающий работу руководимого им «ЗАО Беларусь». Отсюда и многочисленные угрозы со стороны официального Минска «не подписать невыгодный договор».

Но, видимо, глава Беларуси понял: он, конечно, может заблокировать подписание – без Беларуси проект ЕАЭС не имеет смысла. Однако это может стоить ему власти: впереди выборы, и Москва может использовать их для того, чтобы избавиться от столь непредсказуемого союзника.

Пока же Путин, похоже, решил избежать новых скандалов и пошел на компромисс – на отмену половины пошлин. При этом он понимает, что все равно с 1 января 2015 года Беларусь все равно окажется плотно привязана к России посредством институциональных механизмов ЕАЭС.

←В Литве сегодня выбирают президента

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика