Лукашенко хочет, чтобы белорусский солдат прошел по Москве
Пусть солдаты двух стран вместе промаршируют по Красной площади через год на параде в честь 70-летия Победы. Эту идею Александр Лукашенко подбросил Владимиру Путину на двусторонней встрече в Москве 8 мая.
Непарадные аспекты общения белорусского президента с российским руководством остались за кадром.
Фото пресс-службы президента РФ
Что-то удалось «устаканить»?
Накануне Лукашенко неожиданно улетел в российскую столицу и встретился для начала с премьером Дмитрием Медведевым. Постфактум гость поспешил заявить, что договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет непременно подписан 29 мая в Астане, как и намечалось, а все противоречия, связанные с созданием нового альянса, преодолимы.
Эта риторика явно контрастирует с той фрондой, которую своенравный партнер Москвы демонстрировал перед визитом. Так, 3 мая на заводе «БелДжи» в Борисове Лукашенко заявил, что если в ближайшее время не удастся «устаканить» спорные вопросы, прежде всего с Россией, то «мы не можем пойти в ущерб себе на неравных условиях в этот экономический союз».
Речь идет в первую очередь о том, чтобы Москва отменила экспортные пошлины на нефтепродукты. Их уплата в российский бюджет ныне ежегодно вымывает три-четыре миллиарда долларов из белорусской казны.
Эти пошлины действительно противоречат логике создаваемого союза, но российское нефтяное лобби упирается рогом, да и Крым проделал бреши в российских финансах. В итоге саммит евразийской тройки 29 апреля в Минске закончился в этом плане поражением Лукашенко: вопрос о создании общих рынков газа и нефти в рамках ЕАЭС отодвинут аж на 2025 год.
Пока нет известий, что белорусский президент, вернувшийся 8 мая из Москвы, добился там своего в двустороннем порядке, но обозреватели сходятся во мнении: нечто ему все же пообещали.
Не факт, что Москва вот так сразу возьмет и снимет пошлины на нефтепродукты, но с ее стороны «должны быть какие-то уступки», заявил в комментарии для Naviny.byЕвгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба» (Минск).
Во-первых, отметил эксперт, «у Москвы нет другого интеграционного ресурса, кроме денег», во-вторых, сегодня «Кремлю не нужны дополнительные проблемы».
Другое дело, что вопрос о отмене изъятий в нефтяной сфере вынесен за рамки договора о ЕАЭС. Иначе говоря, Москва здесь оставила себе свободу маневра. И будет дозировать щедрость в зависимости от поведения белорусского союзника.
Георгиевские ленточки тихо зачистили
Ныне в Москве Лукашенко в очередной раз заверил Путина, что «мы будем рядом плечом к плечу», подбодрил в плане противостояния с Западом: мы, мол, на их санкции давно плюем с высокой колокольни.
Показная лояльность, порой переходящая в подобострастие — обычный стиль игры Лукашенко на чужом поле, в Кремле. При этом, говорит Евгений Прейгерман, «белорусские власти не хуже оппозиции понимают, что такое Россия. А может быть, даже лучше, потому что ведут с Москвой реальные переговоры».
Украинские же события только обострили чувство опасности с востока. 22 апреля, выступая с посланием народу и парламенту в Минске, Лукашенко громил здешнюю пророссийскую «шестую колонну» почище, чем традиционную пятую (национально и проевропейски ориентированную оппозицию). Велел КГБ рассматривать как диверсантов тех, кто поднимает шум о притеснении русского языка и т.д.
В последние же дни в Беларуси (судя по всему, по указанию из очень высоких кабинетов) развернулась тихая зачистка общественных мест от гвардейских/георгиевских ленточек.
В прежние годы они обильно использовались в оформлении, раздавались в гипермаркетах и т.д. Оппозиция и раньше критиковала эту символику (которую стали активно продвигать на «постсовке» именно при правлении Путина), указывая на ее имперские корни. Но власти, привыкшие спекулировать на теме Великой Отечественной войны, пропускали это мимо ушей.
Ныне же неприятие великодержавной пропаганды, в том числе и под маркой победы во Второй мировой, среди патриотически настроенных белорусов обострилось. Оно выражается, например, в том, что в социальных сетях запущенное российскими пиарщиками «Спасибо деду за победу» обыгрывается стебно, с портретом бородатого Константина Острожского — гетмана Великого княжества Литовского, который разгромил втрое большую московскую рать под Оршей в 1514 году.
Украинские события заставили спохватиться и белорусское начальство. Теперь черно-желтая символика, которую противники российской экспансии ядовито назвали «колорадской», прочно ассоциируется у многих с действиями Москвы по расколу Украины. Эти же действия, в свою очередь, породили внутренний дискомфорт и у руководства других постсоветских стран.
Лукашенко, который сам не раз опрометчиво заявлял, что белорусы и русские — один народ, тоже наверняка не может чувствовать себя в безопасности во главе страны с сильными пророссийскими настроениями и катастрофической экономической зависимостью от показавшего агрессивную суть Кремля.
Короче, торговым сетям ныне настойчиво посоветовали отказаться от раздачи черно-желтых ленточек, наглядную агитацию с «георгиевской» раскраской убрали с фасадов.
Авторитарный правитель между молотом и наковальней
Впрочем, хотя российские националисты жутко разочарованы «коварством батьки Лукашенко», на самом деле никакой чудесной перековки его мировоззрения не произошло. Он просто борется за сохранение власти с учетом новых угроз. Но при этом не перестает быть авторитарным правителем, держащим в черном теле внутренних политических противников.
Показательно, что столичные чиновники (понятно, после консультаций наверху) запретили Марш независимости, инициированный движением «За Свободу». Идея была в том, чтобы консолидировать и оппозиционно настроенных, и лояльных режиму белорусов, и саму власть на почве отстаивания независимости.
Однако Лукашенко не может позволить себе делить с кем-то миссию гаранта суверенитета. Потому оппозиционерам сказано «от винта». А многих вообще упекли в каталажку на время чемпионата мира по хоккею. Как всегда в случаях, когда власти нужны превентивные аресты, ее оппоненты якобы начали нецензурно ругаться, справлять нужду в неположенных местах, размахивать руками и т.п. (фантазия у людей в погонах бедна).
И еще один показательный момент: на территории Беларуси начинает вещание телеканал «Звезда», входящий в медиахолдинг Министерства обороны России. Вот уж где георгиевских ленточек будет с избытком!
Скорее всего, решение готовилось еще до украинских событий, Москва и Минск ведь уже не первый год играют в «единое информационное пространство Союзного государства», что на практике выливается в доминирование российских электронных СМИ на белорусской территории.
Теперь, после аннексии Крыма, при том что творится на юго-востоке Украины, на фоне роста имперских, шовинистических настроений в России усиление ее информационного (и во многом пропагандистского) присутствия (да еще в виде милитаризованного телеканала) в Беларуси вряд ли приводит ее руководство в восторг.
Но попробуй рыпнись, начни отсекать или хотя бы жестко фильтровать те же московские каналы — сразу поднимется шум: антироссийские поползновения и все такое.
Белорусское начальство оказалось в ловушке интеграционных игр. Так что теперь будет крутиться как уж на сковородке между показной лояльностью и тихим противодействием ползучей имперской угрозе.
Александр КЛАСКОВСКИЙ