Лукашенко проверит, нужны ли белорусским танкам гусеницы

Источник материала:  
03.04.2014 08:29 — Новости Политики

В ближайшее время Александр Лукашенко намерен посетить 140-й ремонтный завод в Борисове, специализирующийся на восстановлении и модернизации бронетанковой техники. «Хватит уже красить и чистить наждачкой корпуса и что-то менять. Надо переходить на новый этап», — заявил глава государства 2 апреля в Барановичах, где посещал другой ремонтный завод, занимающийся авиатехникой.

Лукашенко сказал, что намерен «немножко расшевелить» борисовский завод, «потому что частные компании, как мне доложили, уже делают суперсовременную бронетехнику, а крупные заводы почивают на старых лаврах». Официальный лидер считает, что «бронетехнику точно надо свою создавать».


Лукашенко проверит, нужны ли белорусским танкам гусеницы

О модернизации армии, «в том числе и по направлению вооружения». Александр Лукашенко говорил и 23 марта, отвечая на вопросы представителей СМИ после голосования на избирательном участке в Минске.

По словам главы государства, современная армия должна быть не очень большой, но «технологичной» и «очень мощной». В соответствии с этим и определены ориентиры военного строительства. «Нужны силы специальных операций, спецподразделения. Что мы, кстати, уже сделали», — отметил Лукашенко.

В связи с этим встает вопрос оснащения войск бронированными машинами, способными оказывать необходимую огневую поддержку силам быстрого реагирования. В данном случае речь идет о современных колесных бронированных машинах (КБМ).

И определенные разработки в этой области есть, и они, вероятно, более конкуренты, чем российские, где тема оснащения сил быстрого реагирования колесными бронированными машинами также активно обсуждается и прорабатывается.

В качества основы для создания семейства КБМ, способных обеспечить выполнение боевых задач мобильными силами, некоторые эксперты называют БТР-90 «Росток». На базе этой машины предполагалось создать целое семейство КБМ, в том числе и самоходную противотанковую артустановку «Спрут-К», вооруженную 125-мм пушкой.

Лукашенко проверит, нужны ли белорусским танкам гусеницы

На колесную базу БТР-90 (8х8) предполагалось наложить модифицированный боевой модуль с орудийной башней, позаимствованный у серийно выпускаемой с 2006 года на Волгоградском тракторном заводе самоходной противотанковой пушки (СТПП) «Спрут-СД» на гусеничном шасси.

Артиллерийскую часть для этой машины разработали в Екатеринбурге на артиллерийском заводе № 9. Основное вооружение СПТП состоит из 125-мм гладкоствольной танковой пушки 2А75, созданной на базе 125-мм танковой пушки 2А46 (2А46М), которая устанавливается на основные боевые танки Т-72, Т-80 и Т-90.

Она полностью стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях и ведет огонь теми же 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания, которые используются для стрельбы из гладкоствольной танковой пушки 2А46, включая бронебойные подкалиберные оперенные снаряды и танковые ПТУР. Горизонтальный автомат заряжания пушки карусельного типа установлен за башней машины.

Однако по ряду объективных и субъективных причин проект «Спрут-К» так и не был реализован. Вместо него прежним руководством Минобороны России было решено наладить на Камском автозаводе сборку итальянских колесных боевых машин огневой поддержки «Кентавр В1». Однако эта модель не оправдала на испытаниях возлагавшихся на нее надежд, и все работы в этом направлении были прекращены.

В настоящее время идея создания семейства КБМ вновь обсуждается в российском экспертном сообществе. Причем в качестве базы теперь рассматривается средняя унифицированная колесная боевая платформа «Бумеранг», работы над которой уже несколько лет ведутся российским ВПК. Среди прочих в состав нового семейства должна войти и боевая машина огневой поддержки, или, как их еще называют, машина с тяжелым вооружением.

Таким образом, не исключено, что боевой модуль, который разрабатывался для «Спрута К», займет свое место на «Бумеранге». Новый вариант пушечной машины получит совершенные приборы наблюдения и прицеливания. Возможно, на башне появится еще дистанционно управляемая зенитно-пулеметная установка.

Как бы то ни было, на сегодня у россиян нет ясности относительно того, каким будет их перспективный колесный танк. Понятно, что, даже определившись с выбором, производство, а тем более оснащение союзников не обеспечишь в короткие сроки.

Так что белорусам следует делать ставку на собственные силы в плане создания КБМ, отвечающих требованиям времени. Попутным эффектом может стать толчок к развитию целого ряда современных производств.

В данном контексте, очевидно, следует напомнить о семействе КБМ «Умка», работу над которым еще в 2008 году в инициативном порядке начал Минский завод колесных тягачей.

Лукашенко проверит, нужны ли белорусским танкам гусеницы

Изучив ситуацию на мировом рынке вооружений, на предприятии пришли к выводу, что его конструкторско-технологический и производственный потенциал, накопленный за долгие годы разработки и выпуска многоосных колесных вездеходов, позволяет создать широкую гамму КБМ с высокими боевыми свойствами.

При этом изначально было принято решение не разрабатывать машину на базе традиционных технических решений. Она должна была иметь инновационную электрическую трансмиссию с отдельным двигателем на каждом колесе. Для чего предполагалось использовать асинхронные электродвигатели, или электродвигатели на постоянных магнитах.

Для бронирования КБМ предполагалось использовать наиболее современные (в том числе композитные) материалы, а также те, разработка которых еще только ведется. Круговой обзор экипажу должны были обеспечить самые передовые опто- и радиоэлектронные средства наблюдения. То же можно сказать и относительно средств связи и корректировки огня.

В конструкцию КБМ планировалось заложить и возможность дистанционного управления движением и огнем. Башни и вооружение на первом этапе должны были приобретаться у зарубежных производителей (тот же боевой модуль, разработанный для «Спрута»).

Инициаторы проекта были уверены, что реализация планов создания семейства КБМ помогла бы проявить инновационный потенциал не только МЗКТ, но и многим отечественным академическим и отраслевым институтам, специализированным КБ и промышленным предприятиям.

К середине 2010 года специалисты завода изучили конструкции многих существующих КБМ, их преимущества и недостатки, проведя при этом анализ различных типов электротрансмиссий, броневых материалов и т.д.

Состоялись предварительные переговоры с потенциальными партнерами, было получено их принципиальное согласие на участие в проекте. Однако в последующем, на стадии заключения договоров на проведение НИОКР и открытия по ним госфинансирования работа по созданию КБМ застопорилась.

Но проблему модернизации бронетанковых вооружений белорусской армии в соответствии с требованиями войн XXI века придется решать все равно.

И наилучший вариант — это максимальное задействование собственных возможностей белорусской науки и индустрии. А в качестве инвесторов или соинвестров вполне могли бы выступить страны, заинтересованные в оснащении своих армий самой современной бронетехникой.



Александр АЛЕСИН

←Портфель первостепенных проектов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика