Посол Украины Михаил Ежель: референдум в Крыму Киев не признает
Посол Украины в Беларуси Михаил Ежель в эксклюзивном интервью информационной компании БелаПАН рассказал о позиции официального Киева по ситуации в Крыму и очертил перспективы развития отношений с Беларусью новой украинской власти.
— Прокомментируйте, пожалуйста, позицию Украину по прошедшему 16 марта в Крыму референдуму. Каковы будут дальнейшие действия украинских властей?
— Комментировать этот «референдум» я, как официальное лицо, не должен, потому что никакого «референдума» Украина не признает. Почему? Давайте рассмотрим хронологию событий: Верховная Рада Крыма 6 марта принимает решение о проведении «референдума». Его назначили на май месяц. Потом тут же резко изменили дату. И уже через неделю назначили на 16-е число. Мы же все понимаем, что это такое. Как минимум 90 суток должно быть, чтобы провести агитацию, людям рассказать, в чем суть, пояснить вопросы и т.д.
Возникает вопрос: законен ли этот «референдум»? Ни Конституция Украины, ни Конституция Автономной Республики Крым проведение «референдума» такого уровня и масштаба не предполагает. Может проводиться опрос по вопросам культуры, туризма, медицины и так далее на территории АР Крым, но только не вопрос изменения политической системы.
Дальше, если мы все законопослушные граждане, 15 марта Верховная Рада Украины принимает решение о роспуске ВР АРК. Решение принято и опубликовано.
Факт нарушения Конституции обсуждается на заседании Конституционного суда, который 14 марта принял решение о неконституционности этого «референдума», что он не имеет никакой юридической силы и его нельзя проводить.
Все-таки 16 марта проводится «референдум». Крым фактически оккупирован российскими войсками. И под дулами автоматов в Крыму проходит этот так называемый «референдум». Причем показатели явки составляют 96-98%.
Я изложил хронологию событий, чтобы было понятно, что не проводятся такие мероприятия таким образом.
Киев не признает этот «референдум». Более того, ни одна цивилизованная страна его не признает. ООН тоже не признает. Везде было заявлено, что этот «референдум» не может быть признан. И, вы знаете, по результатам «референдума» президент России подписывает указ, а сегодня мы уже имеем договор между Россией и Крымом о принятии его в состав РФ как независимого государства. Парламент Крыма распущен, так называемый глава правительства непонятно как избирался, никакие подписанные ими бумаги не имеют юридической силы.
Украина планирует обращаться в международные инстанции в связи с происходящим. Дальше будут проводиться расследования, будут судебные процессы.
— Украина инициировала проведение внеочередного заседания Совета министров иностранных дел стран СНГ для обсуждения ситуации в Крыму. Но никто ейна встречу в этом не пошел, заседание так и не состоялось. Глава МИД Украины Андрей Дещица заявил, что СНГ не является эффективной структурой и просто бездействует в момент украинско-российского конфликта. Насколько велика вероятность, что Украина может выйти из состава Содружества?
— Наш министр высказался по этому поводу. Думаю, что посол не должен комментировать слова министра.
О каких планах можно говорить, если принимается решение, потом меняется повестка дня. Думаю, что министрам иностранных дел, если бы они собрались в Киеве, было бы о чем поговорить, была бы возможность принять какие-то решения. Нет, все это перекладывается сначала на постпредов, которые должны выработать какое-то предложение, потом на уровень заместителей министров. Все делается для того, чтобы уйти от обсуждения вопроса.
Ведь должна была рассматриваться конкретная повестка дня — обстановка в Автономной Республике Крым. Этого требовала Украина. К сожалению, ничего не произошло.
— То есть пока выход из СНГ, как после конфликта с Россией в 2008 году сделала Грузия, не рассматривается?
— Министр иностранных дел Украины сказал, что сегодня речь не идет о выходе Украины из СНГ. Но возникает вопрос, насколько эффективным может быть сейчас председательство Украины. Этот год для нас очень важен, ведь мы, являясь председательствующей страной, обладаем правом инициативы. Однако по вопросу Крыма площадка СНГ оказывается на сегодня неэффективной.
Украина в это сложное время старалась изыскать любую площадку для переговоров. К урегулированию ситуации подключились многие страны. Однако переговоры министров иностранных дел России и Украины не прошли. Не слышит Россия нас.
— Как вы думаете, почему страны СНГ не поддержали Украину в вопросе проведения СМИД?
— Сегодня это не настолько эффективный коллективный орган, где можно добиться какого-то консенсуса в рамках дискуссии. Очевидно, все следуют в кильватер России.
— А у новых украинских властей уже были контакты с белорусскими коллегами? Если да, то с кем?
— Такие контакты в рабочем порядке идут. Идет работа, переписка, обмен нотами. Мы отправили массу документов из Министерства природных ресурсов, Министерства транспорта и инфраструктуры. В рабочем порядке идут решения различных вопросов, работает группа по делимитации государственной границы. Буквально через неделю будет работать группа по перевозкам через Днепр. И, конечно, мы ждем стартового события в году — это межправительственная белорусско-украинская комиссия по экономическому сотрудничеству. Сейчас согласовываются даты и определяется руководитель делегации со стороны Украины.
— Когда хотя бы примерно планируется заседание?
— В прошлом году в апреле мы провели первое заседание, второе — было запланировано на декабрь, но события в Украине помешали нам это сделать. Затем планировалась в марте, но я чувствую, что мы перейдем уже на апрель. Оно будет проводиться в Минске. В принципе, белорусская сторона готова. Мы ждем, когда будет принято решение по руководителю украинской делегации и приемлемой дате самого мероприятия.
— Отразились ли события последних четырех месяцев в Украине на торговых отношениях с Беларусью? Какое место наша страна занимает среди партнеров Украины?
— Беларусь как всегда занимает одно из первых мест. Мы очень ценим наши торгово-экономические отношения, потому что для Украины Беларусь — это вторая страна на постсоветском пространстве в торгово-экономических отношениях. Объем торговли оценивается приблизительно в 7 млрд. долларов в год. Чуть меньше была цифра в прошлом году — где-то около 6,2 млрд. долларов. В этом году у нас уже где-то ближе к миллиарду долларов.
Конечно, определенное влияние на объем торговли события в Украине оказывают. За два месяца экспорт из Беларуси в Украину составил около 600 млн. долларов, что составляет приблизительно 92% от аналогичного периода прошлого года. Импорт составляет около 200 млн. долларов. Это где-то 63% от прошлого года. То есть, сегодня мы имеем положительное сальдо для Республики Беларусь.
Думаю, что нам не должно ничего помешать продолжать нормально развивать наши торгово-экономические отношения. Цифры могут быть как минимум в два раза больше.
— Какой ваш прогноз по дальнейшему развитию политических отношений между Беларусью и Украиной?
— Мы благодарны Республике Беларусь за ее взвешенную позицию. Беларусь заняла четкую позицию о неприкосновенности наших границ, о целостности нашей территории, о суверенитете Украины. Мы имеем хорошую поддержку. И для нас это очень важно. Когда мы слышим такую позицию от ближайший партнеров и даже союзников, это о многом говорит.
В наших политических отношениях с Беларусью нет причин для изменений, проявлений каких-то претензий друг к другу. Мы близкие и братские народы.
«Войны» у нас могут быть только одни — связанные с торгово-экономическими отношениями, могут быть претензии субъектов по вопросам, связанным с поставками мяса, молока, других продуктов. Но эти вопросы решаемы — и сейчас, и в дальнейшем.
— А нет у вас опасения, что Россия все-таки надавит на Беларусь и вынудит поддержать ее позицию?
— Вы же слышали, это не я сказал, а президент Беларуси: «Никто на меня не давил и не будет давить. Никакие кремли и никто другой». Это сказал президент Республики Беларусь смело и открыто.
— А если будут? Вы уверены, что Беларусь не изменит позицию по отношению к событиям в Украине и Крыму?
— Есть у меня такая уверенность. Я уже говорил, что Беларусь — очень прагматичная страна, и власть у нее очень прагматичная. Мы не можем в таком вопросе ожидать удара в спину. Такого не должно быть никогда и не будет.
— 13 марта пресс-секретарь МИД Украины Евгений Перебийнис заявилБелаПАН, что украинская сторона обеспокоена попытками России привлечь Беларусь к своей агрессии против Украины. Получало ли в связи с этим ваше посольство какие-нибудь поручения из Киева? Например, не собирается ли МИД Украины уведомить белорусский МИД о своей озабоченности официальной нотой?
— Беларусь имеет сегодня региональную группировку сил по воздушному прикрытию своей территории. Мы понимаем реакцию страны.
— Было еще заявление МИД России о том, как российская сторона видит выход из кризиса. Одним из условий было введение конфедеративного устройства в Украине.
— МИД Украины рассматривает заявление России как открытое вмешательство во внутренние дела нашего государства, что противоречит фундаментальным нормам международного права. Содержание этих предложений грубо нарушает Устав ООН, который запрещает вмешательство в дела, которые отнесены к компетенции внутренней политики государства. План, предложенный российской стороной, предусматривает навязывание Украине элементов, которые неприемлемы украинской государственности — это федерализация, двуязычие и разделение государственной территории.
— В Украине объявлена мобилизация. Обращался ли кто-то из проживающих в Беларуси украинских граждан в посольство по этому поводу? Какая вообще работа ведется сейчас с украинской диаспорой?
— Нет, никто не обращался. Но связь с диаспорой поддерживается. В большинстве своем украинцы, которые проживают здесь, сейчас начали активно интересоваться вопросами выборов, которые пройдут 25 мая в Украине. Они прибывают к нам в консульский отдел, интересуются.
Голосовать в общей сложности здесь должны около 11 тысяч человек — шесть с лишним тысяч в Минске и чуть меньше в Бресте. Так что, мы готовимся уже к выборам.
Татьяна КОРОВЕНКОВА