Кремль вбивает клин в отношения Беларуси с НАТО
С формальной точки зрения отношения Беларуси с Североатлантическим альянсом в минувшем году выглядели лучше, чем в целом с Западом. Однако при более детальном рассмотрении и здесь есть тревожные тенденции.
«Партнерство ради мира» продолжает работать
Если пользоваться исключительно официальными сообщениями, то может сложиться впечатление, что в отличие от прежних времен во взаимодействии Беларуси с НАТО совершенно отсутствуют негативные моменты.
Так, в январе первый заместитель министра обороны Беларуси Петр Тихоновский принял участие в заседании военного комитета Совета евроатлантического партнерства на уровне начальников генеральных штабов вооруженных сил государств-членов. Обсуждались вопросы военного сотрудничества и участия стран-партнеров в деятельности НАТО в сфере укрепления международной и региональной безопасности.
А в начале апреля в соответствии с Индивидуальной программой партнерства и сотрудничества Беларуси и НАТО на 2012-2013 годы состоялся визит в Минск представителей международного секретариата и стратегических командований альянса по трансформации и операциям. Они рассмотрели проект Оценочного документа Процесса планирования и оценки (PARP) программы «Партнерство ради мира», а также текущие результаты и планы по реализации Беларусью целей партнерства.
Более того, Минск выразил готовность осуществить в рамках PARP целый спектр различных действий, включая посылку за рубеж команды миротворцев, патрульной группы военной полиции, медиков, специалистов по защите от оружия массового уничтожения, а также технических средств.
28-29 ноября прошлого года в штаб-квартире НАТО состоялись штабные учения по подготовке к проведению в нынешнем году в Минске чемпионата мира по хоккею. В их ходе были отработаны возможные варианты реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть при проведении крупных спортивных и массовых мероприятий.
Можно также вспомнить традиционные ежегодные семинары по отношениям Беларуси и НАТО, проходящие на факультете международных отношений Белорусского государственного университета с приглашением натовских экспертов.
Наконец, получила подтверждение информация, что Беларусь играет заметную роль в так называемой Северной сети поставок, которая обеспечивает снабжение войск НАТО в Афганистане. В 2012 году объем шедших из Клайпеды грузов строго невоенного назначения удвоился. Предполагается, что еще большее значение этот маршрут будет иметь в нынешнем году в связи с намеченным выводом из Афганистана вооруженных сил альянса.
Как следствие, ни руководство НАТО, ни белорусские власти не высказывали в адрес друг друга критических замечаний.
Россия использует белорусский плацдарм
Как отметили в Министерстве обороны Литвы, в переговоры о заключении соглашения об афганском транзите «третьи стороны вовлечены не были». Речь, понятное дело, идет о России. Скорее всего, Москва в переговорах действительно не участвовала, однако то, что она была полностью информирована об их содержании, сомнений не вызывает.
В пользу такого утверждения свидетельствует теснейшее сотрудничество, которое наблюдается между Кремлем и официальным Минском во всех аспектах военной сферы.
Это сотрудничество имеет явно выраженную антинатовскую направленность, ярким примером чего, по мнению ряда экспертов, стали состоявшиеся в сентябре очередные совместные стратегические учения «Запад-2013». Они проходили одновременно на белорусских полигонах и в России и имели существенно больший масштаб и географический размах по сравнению с предыдущими аналогичными маневрами.
Сценарий учений заключался в блокировке и уничтожении сил гипотетического противника, в официальных сообщениях именовавшихся бандитскими формированиями или террористами. На деле же, как отмечал ряд комментаторов, использование ракетных войск, бомбардировщиков, крупных кораблей наглядно продемонстрировало подготовку России и Беларуси к столкновению с регулярными вооруженными силами на западном стратегическом направлении, то есть с войсками НАТО.
Примечательно, что поначалу на это мероприятие даже не планировалось приглашать представителей Североатлантического блока. Правда, в итоге за отдельными эпизодами тем все же удалось понаблюдать.
У пограничных стран НАТО — Эстонии, Литвы, Латвии и Польши — такая военная активность вызвала весьма негативную реакцию. И хотя генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что не считает Россию угрозой, он все же счел нужным добавить, что «у нас готовы все необходимые планы для защиты и обороны наших союзников».
Точно так же крайне затруднительно назвать показателем добрых отношений как перебазирование на аэродром под Барановичами звена российских истребителей-перехватчиков, так и тем более ожидаемое размещение возле Лиды уже целого российского авиаполка.
Причем если первое событие еще можно как-то классифицировать как имеющее оборонительный характер, то главным предназначением упомянутого авиаполка, по мнению экспертов, станет вероятная нейтрализация объектов европейской ПРО в случае их появления на территории Польши.
Таким образом, реально противоречия между НАТО и Беларусью, к сожалению, усиливаются. Очевидно, что главной причиной возрастания напряженности является сегодняшняя политика Москвы. При этом Беларусь остается в малоприятном положении заложника.
Андрей ФЕДОРОВ