Минск не находит себе места в «третьей корзине» ОБСЕ
05.01.2014 12:58
—
Новости Политики
В 2013 году в очередной раз подтвердилось: хотя ОБСЕ остается единственной панъевропейской организацией, в которой Беларусь имеет полноправное членство, отношения Минска с рядом структур этой организации никак нельзя назвать положительными. Главным образом это касается Парламентской ассамблеи и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
По первым двум «корзинам» жесткого противостояния не наблюдается
Напомним, что тремя основными направлениями деятельности ОБСЕ являются обеспечение безопасности на континенте, содействие решению экономических проблем и приведение государств к общепринятым стандартам поведения во внутренней политике.
Надо признать, что в вопросах, касающихся безопасности и экономики, взаимодействие Беларуси с ОБСЕ выглядит более или менее нормальным, представители страны достаточно активно участвуют в официальных мероприятиях.
В частности, 5-6 марта белорусская делегация приняла участие в ежегодном совещании ОБСЕ по оценке выполнения военно-политических документов.
А 19-20 июня делегация Беларуси выступила с рядом предложений на ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности.
Правда, трудно сказать, насколько белорусские инициативы рассматриваются партнерами как важные и приводят ли они к каким-либо результатам.
Тем не менее, хорошо уже то, что хотя бы антагонистических противоречий не просматривается. К тому же и о достижениях всей ОБСЕ в последнее время что-то не слышно…
Интенсивность деятельности организации в экономической сфере существенно слабее, но и здесь Беларусь из общего ряда как будто не сильно выбивается.
«Третья корзина»: все наоборот
Зато когда дело касается «гуманитарной корзины», ситуация кардинально меняется. Об этом свидетельствует выступление главы белорусской дипломатии Владимира Макеяна встрече Совета министров иностранных дел государств — участников ОБСЕ, прошедшей в Киеве 5-6 декабря.
Макей особо отметил дефицит доверия в отношениях между государствами-участниками. В числе основных причин этого были названы «излишняя политизация тематики прав человека, гипертрофированное внимание к отдельным вопросам в ущерб другим, сохраняющийся географический крен в сторону стран «к востоку от Вены», а также попытки наполнения повестки дня ОБСЕ неконсенсусными, искусственными темами».
В результате, по словам главы внешнеполитического ведомства, имели место попытки «продавливания» отдельными партнерами своих приоритетов в ущерб интересам других стран, неспособность к взаимоуважительному диалогу и применение «двойных стандартов».
Впрочем, это общая позиция государств ОДКБ, которые считают необходимой корректировку деятельности в области прав человека, включая согласование правил наблюдения за выборами по линии БДИПЧ. Такая ситуация удивления не вызывает, поскольку именно эти страны наряду с Азербайджаном, Туркменистаном и Узбекистаном являются наименее демократическими на всем пространстве ОБСЕ.
«Красивого розового сиропа» не будет
Наглядным примером противоречий служат взаимоотношения официального Минска с теми подразделениями ОБСЕ, которые в наибольшей степени связаны с правами человека — Парламентской ассамблеей (ПА) и БДИПЧ. В минувшем году они так или иначе вступали в конфронтацию с белорусскими властями.
Так, на прошедшей в июле в Стамбуле сессии ПА ОБСЕ приняла очередную резолюцию по Беларуси. В документе было отмечено, что нарушения прав человека «по-прежнему носят системный и эндемический характер», прозвучали призывы освободить и реабилитировать политзаключенных, дать возможность свободно развиваться гражданскому обществу и СМИ, отменить смертную казнь.
Были повторены и более глобальные рекомендации: восстановить баланс ветвей власти, а также «привести законы страны в соответствие с европейскими стандартами».
Однако поскольку это был далеко не первый документ такого рода, эффективности от него ожидать сложно.
Было также принято решение о продолжении существования Рабочей группы ПА ОБСЕ по Беларуси. Однако и ее опыт не свидетельствует о способности стимулировать хоть какие-то перемены.
То же самое характерно и для взаимоотношений Беларуси с БДИПЧ, несмотря на некоторые кажущиеся сдвиги.
В марте в Минске находилась группа экспертов БДИПЧ с целью обсуждения его итогового отчета по наблюдению за выборами в Палату представителей 2012 года. Согласно официальной информации, во время встречи с экспертами заместитель министра иностранных дел Елена Купчина подтвердила готовность белорусской стороны обсуждать сделанные рекомендации «в конструктивном русле».
В октябре состоялся еще один визит, в ходе которого рассматривались перспективы сотрудничества в контексте запланированных изменений белорусского избирательного законодательства.
Однако принятые поправки оказались далеки от ожиданий БДИПЧ: из 25 рекомендаций была учтена только одна (!), и то лишь частично. Точки на i поставила глава Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина, откровенно заявившая в ноябре членам Совета Республики: «С проектом наших изменений знакомились БДИПЧ ОБСЕ. Не хочу вас обманывать красивым розовым сиропом. Это не то, на что они рассчитывают: они рассчитывают на многое другое».
Таким образом, если вспомнить проблемы Беларуси в Совете Европы, то можно сделать неутешительный вывод, что ни отсутствие, ни присутствие в международных институтах не ведет государства с авторитарными режимами к трансформации. Или, по крайней мере, к заметному ускорению этого процесса.
Андрей ФЕДОРОВ