Профосмотр Беларуси. Озабоченность кадровой революцией
«Либеральный клуб» для Naviny.by
Центр аналитических инициатив «Либерального клуба» берет на себя неблагодарную функцию «санитаров леса». В проекте «Беларусь: анализы» мы еженедельно будем внимательно отслеживать все основные события в области политики, экономики, права, социологии и культуры. И на их основе ставить принципиальный диагноз общественному здоровью страны.
Как и любой профосмотр, «Беларусь: анализы» нацелены на то, чтобы вовремя выявить имеющиеся общественные заболевания и принять необходимые профилактические меры или назначить больному требуемое лечение.
Отделение политики
Анамнез. В Вильнюсе состоялся долгожданный саммит Восточного партнерства. Два дня центр города гудел и сверкал от серен VIP-кортежей, а в барах и ресторанах можно было встретить весь цвет журналистов и экспертов, специализирующихся на странах Восточной Европы.
Еще месяц назад все с уверенностью говорили об историчности Вильнюсского саммита для будущего всего региона. Однако решение руководства Украины воздержаться от подписания Соглашения об ассоциации сделало саммит фактически провальным. Поэтому главным скандалистом на этот раз выступила Украина (или сам ЕС, как полагают некоторые обозреватели), но не Беларусь.
Диагноз. Беларуси же в Вильнюсе было мало. На параллельных саммиту мероприятиях гражданского общества о Беларуси вспоминали только в рамках креативной площадки-экспозиции ByRoom и нескольких небольших круглых столов.
На правительственных мероприятиях наша страна была представлена на самом низком уровне: другие делегации возглавляли главы государств и правительств, а белорусскую — министр иностранных дел. Но и это прогресс по сравнению с саммитом двухгодичной давности: тогда от нас и вовсе был только посол в Польше.
В своем выступлении Владимир Макей в очередной раз подтвердил заинтересованность Беларуси в Восточном партнерстве, хотя и высказал порцию критики в адрес этой программы. По поводу критики все понятно: она частично объясняется объективными проблемами, частично — желаниями белорусских властей. А вот по поводу заинтересованности в Восточном партнерстве важно понимать, что для Беларуси оно имеет особое значение, даже несмотря на постоянные сложности и скандалы.
У нас с ЕС, в отличие от других стран партнерства, нет двустороннего юридического соглашения, которое бы задавало какие-то рамки отношениям и делало их системными. Поэтому Восточное партнерство — это фактически единственная легитимная площадка, на которой мы можем хотя бы просто общаться. А это важно как для Минска, так и для Брюсселя. Хотя, конечно, всем хотелось бы большего.
Также Макей пообещал быстро упростить визовый режим при наличии «конструктивного настроя». Это был самый сильный ход Беларуси в отношениях с ЕС за последние годы. Хотя оснований ожидать быстрого решения вопроса нет.
Лечение. Действительно умным и способным дипломатам из МИД Беларуси следует давать больше свободы для генерирования идей. Тогда во внешнеполитическом арсенале будут появляться рациональные инициативы, вроде визовой. И, наверное, будет меньше странных нереалистичных идей (например, об «интеграции интеграций от Лиссабона до Владивостока), которые только занимают ценное время в общении с коллегами из ЕС.
Отделение экономики
Анамнез. Президент Беларуси решил закончить эту неделю на высокой ноте: справедливо отчихвостив правительство за постоянную расхлябанность, он пожелал стабильности на валютном рынке. Белорусы, видавшие за последние годы многое, призадумались об истинном значении слова «стабильность».
Диагноз. Если внимательно присмотреться к состоянию белорусской экономики, то можно заметить, что валютные резервы страны таят быстрее первого снега на горячих щеках белорусов. При этом, согласно данным Нацбанка, белорусский народ на 1 ноября 2013 г. стал богаче самого белорусского государства: золотовалютные резервы страны на эту дату составляли $6,8 млрд., в то время как депозиты физических лиц в иностранной валюте достигли уровня в $7,3 млрд.
Лукашенко неспроста затронул тему валютного рынка. До конца года Беларуси необходимо погасить более $1,3 млрд. внешних государственных долгов, а внешнеторговый дефицит уже превысил $4 млрд. — все это вытягивает из страны валюту, так необходимую для всебелорусcкого благосостояния. Вдобавок, «народец» не устает бегать по обменикам в поисках новых стодолларовых купюр. За 9 месяцев этого года ему удалось скупить $8,5 млрд. и продать $6,9 млрд., что повлекло за собой отрицательное сальдо для Нацбанка в размере $1,7 млрд.
Вот и получается, что по всем факторам курс рубля уже давно должен был побить новые рекорды, однако Нацбанк проводит политику плавного ослабления национальной валюты, не допуская резких скачков, подобно 2009 и 2011 годам. Однако такая форма курсообразования столь же тщетна, как и аспирин при геморрое. Девальвационный потенциал накапливается и при малейшем ухудшении ситуации. История может доказать свою цикличность.
Нацбанк запланировал на текущий год средний курс на уровне 8950 рублей за доллар. Сегодняшние расчеты показывают, что до достижения этой планки главный финансовый регулятор страны может за оставшиеся до конца года 4,5 недели опустить курс рубля до 9830 рублей за доллар. Единственное, что сдерживает власти от такого решения, это страх за панику, которая вызовет необратимые последствия в финансовом секторе страны. Поэтому с большой вероятностью курс рубля будет плавными темпами слабеть к основным валютам, а нервы белорусов будут лечить успокоительными отечественного производства.
Лечение. В образовавшейся ситуации важно объяснить людям, что на самом деле происходит в экономике, чтобы не допустить паники. Чаще всего люди поступают реакционно из-за неопределенности, а не по злому умыслу. Однако на белорусском телевидении, как и на других информационных площадках, к такого рода разговорам выработан свой антибиотик, затуманивающий взор зрителя/читателя/слушателя.
Отделение права
Анамнез. Белорусские законодатели преподнесли белорусам очередное нововведение в виде указа президента «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь». На самом деле, согласно документу, нотариальную деятельность в стране будут не организовывать, а скорее реорганизовывать: указом предусмотрена своеобразная реформа этой сферы.
Так, в соответствии с нормами правового акта, уже с 1 января 2014 г. в Беларуси прекратит свое существование разделение нотариальной службы на частную и государственную, все нотариусы получат единый статус. При этом государственные нотариусы лишатся статуса государственного служащего. Таким образом, весь нотариат перейдет на «три С»: самофинансирование, самоокупаемость и самоуправление.
Для организации этого самого «самоуправления» к 1 января 2014 г. будет создана нотариальная палата, членами которой должны будут стать все нотариусы, желающие продолжить свою деятельность. Стоит отметить, что такая система организации нотариата и переход на вольные хлеба предусмотрены еще 168-м указом «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» в рамках оптимизации системы государственного управления.
Диагноз. С первого взгляда может показаться, что все замечательно: функции государственных органов сокращаются, госаппарат оптимизируется, а нотариат отправляется в свободное плавание. Но при более детальном изучении указа «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» становится понятно, что это плавание не такое уж и свободное, а до реального самоуправления еще очень и очень далеко.
Примеров, подтверждающих такое положение дел, в новом указе множество. Во-первых, государство будет устанавливать так называемые квоты. Так, численность нотариусов, осуществляющих деятельность в нотариальных бюро, будет определяться Советом министров по согласованию с президентом. Во-вторых, ставки введенного вместо госпошлины нотариального тарифа (а также случаи, когда плата за оказание услуги не взимается, и другие льготы) определяются вновь Совмином.
Получается, что даже «благодаря» этим двум пунктам самоуправление у нотариата получается достаточно скромным. Однако, скорее всего, властей это не волнует, ведь свои задачи сэкономить они решили.
Лечение. Диагноз тут можно поставить только один: обман, а точнее самообман, так как, по сути, ни о какой реформе речи в президентском указе не идет. Все его нормы сводятся к достижению двух основных целей: сокращению бюджетного финансирования нотариата при переходе оного на самоокупаемость и фактическому сохранению государственного контроля над отраслью, несмотря на ликвидацию государственной нотариальной службы. В таких условиях ни о какой повышенной эффективности «нового» нотариата не может идти и речи.
Отделение социологии
Анамнез. Социологические опросы способны пролить свет на абсолютно любой предмет или явление в жизни общества. Вот и Национальный банк Республики Беларусь решил воспользоваться этим видом исследований.
На днях Нацбанк опубликовал результаты анонимного опроса, проведенного 20 и 21 сентября. Как сообщает официальный сайт ведомства, в эти даты государственные органы Республики Беларуси опрашивали граждан в семи автодорожных пунктах пропуска на белорусской границе. Несмотря на добровольный характер анкетирования, удалось опросить более 4 тыс. граждан Беларуси и других государств. Притом, белорусов среди них оказалось большинство — 72,4%.
Что же искал Национальный банк на границе? Уж не валюту ли? На самом деле вопрос, задаваемый государственными анкетерами, не раз доводилось слышать любому, кто когда-либо пересекал границу синеокой. Звучит он довольно просто: что везем?
Но такой, казалось бы, банальный вопрос имеет небанальное значение для белорусской экономики. Выражаясь языком Нацбанка, обработка полученных данных позволила определить «объемы, структуру и направленность неорганизованных внешних товарных потоков и услуг международного туризма».
Диагноз. Результаты анкетирования показали, что через границу проходят встречные потоки ввозимых и вывозимых товаров. Из Польши, Украины, Литвы и Латвии наши люди везут в основном одежду, обувь, продукты питания, алкогольные напитки, шины, бытовую химию, средства гигиены, телевизоры, компьютерную технику и средства связи. То есть все дешевое и качественное. На обратном пути покидающие страну берут с собой бензин, дизельное топливо, одежду, обувь, табачные изделия, алкогольные напитки, а также сахар, крупы и макаронные изделия.
Наибольший интерес в этом исследовании представляет стоимость товаров. С учетом полученных данных, Нацбанк сделал вывод о том, что прогнозируемая на 2013 г. суммарная стоимость ввезенных в Беларусь физическими лицами товаров из Литвы, Латвии, Польши и Украины составит $1 млрд. 73,4 млн. Обратно же наши люди вывезут лишь $620,3 млн. Таким образом, отрицательное сальдо к концу года составит приблизительно $0,5 млрд.
Лечение. Дешевые и качественные европейские товары привлекают белорусов. Ни призывы «купляць беларускае», ни мифические 100 у.е. за выезд просто не способны остановить поток желающих посетить «Акрополис» или съездить на выходные за покупками в Польшу.
И Нацбанк своим опросом, по-видимому, мягко намекает другим представителям руководства страны, что упрощение визового режима с ЕС приведет только к увеличению отрицательного сальдо.
Отделение культуры
Анамнез. Культурная неделя полностью прошла под символом логики черных списков и последствий таких решений.
Без сомнения, главным музыкальным событием года стал аншлаговый концерт «Ляписа Трубецкого» в вильнюсской Siemens Arena. Конечно, без абсурда черных списков выступление бы прошло на «Минск-Арене».
Послабления шли рука об руку с новыми запретами: идеологи Мингорисполкома дали разрешение на небольшой концерт черносписочного Лявона Вольского в Минске, но одновременно с этим недалеко от Слуцка милиция ворвалась в Дом культуры, где «общественноопасные» бабушки смотрели фильм про Слуцкі збройны чын (ранее его демонстрировали в эфире ОНТ). В итоге под давлением уволился талантливый директор этого Дома культуры.
А афишу группы «Слот» чиновники решили запретить на основании того, что на ней изображена шестипалая рука, что якобы нарушает права людей с физическими отклонениями: ведь у некоторых людей нет и пяти пальцев. В итоге такая афиша, по мнению идеологов, «содержит зрительную информацию, которая нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, нарушает религиозные и социальные убеждения граждан». Музыканты подготовили новую версию афиши, но идеологам не понравилась и она — якобы там изображен концлагерь...
Но все это незаметно с официальной точки зрения. Там говорят о третьем месте Беларуси на детском «Евровидении» и результатах отбора национальных финалистов на «Евровидение» взрослое.
Диагноз. Симптоматично, что месяц назад столь же большую аудиторию, как «Ляписы» в Вильнюсе, собрал в Минске Макс Корж — в отличии от «Ляписов», не использующий в своем творчестве социально-политическую тематику. И хотя Сергей Михалок специально подчеркивал со сцены, что не хочет «превращать концерт в жевание околополитических соплей», тем не менее, этот концерт «Ляписов» однозначно был не только музыкальным событием, но и общественно-политическим.
Как я и писал перед началом этой недели, любые послабления в черных списках — явление временное. Контролировать, цензурировать, запрещать — это логика культурной политики в исполнении любых авторитарных режимов. И речь не только об условно «политических» ситуациях. Порой аукается просто сомнительная компетенция идеологов, которые видят нарушение морали и концлагерь в безобидной афише.
Лечение. До тех пор, пока чиновники будут иметь право в соответствии со своими личными (весьма спорными) вкусами запрещать концерты и цензуировать афиши — до тех пор Беларусь будет иметь сомнительную славу странной страны (вроде Малайзии, где запретили весь стиль блэк-метал). А простые белорусы, которые любят свою музыку, будут вынуждены стоять в пробках на литовской границе.