Лукашенко озаботился крыльями Родины
Белорусский президент озаботился боеготовностью армии и модернизацией вооружений, в частности состоянием военной авиации. Его тревоги отразил визит на 61-ю истребительную авиационную базу ВВС-ПВО в Барановичах.
Эксперты отмечают: в свое время Минск слишком понадеялся на Москву в плане военно-технической поддержки и теперь расплачивается за иллюзии.
К тому же возможность модернизировать вооружения, которые все сильнее отстают от времени (а иным место уже в музее), жестко ограничена скверным финансовым положением государства.
И Су-27 еще сгодятся!
Но о финансовой яме говорить вслух неприлично. Поэтому, наведавшись 18 ноября к авиаторам в Барановичи, Лукашенко сделал упор на то, что сейчас многие государства занимаются модернизацией и восстановлением военной техники, поскольку ее закупка стоит очень дорого.
Кроме того, президент, он же главнокомандующий, заметил, что, исходя из опыта войн стран арабской дуги, не надо торопиться выводить из системы обороны Беларуси некоторые виды техники. Так, упомянув о тяжелых советских истребителях Су-27, Лукашенко высказался за то, чтобы «все-таки сохранить эти самолеты на какой-то, допустим, угрожаемый период, как бы дорого это ни было».
Про дороговизну Лукашенко вспомнил, видимо, в связи с недавним заявлением командующего ВВС-ПВО генерал-майора Олега Двигалева: мол, истребитель Су-27 сняли с эксплуатации из-за того, что «в условиях небольшой территории Беларуси его использование нецелесообразно».
Да, топлива эта машина жрет будь здоров. Но проблема еще и в том, что Су-27 эксплуатировались четверть столетия и по ряду параметров практически выработали ресурс. По большому счету, их бы хорошенько модернизировать, но тут вопрос упирается в деньги.
Понадеялись на «братство по оружию»
«В плане обороны белорусское руководство долгое время излишне уповало на Россию», — заявил в комментарии для Naviny.by руководитель аналитического проекта Belarus Security BlogАндрей Поротников.
Эксперт считает, что Лукашенко оказался в ловушке собственной риторики о традициях совместного с россиянами «гниения в окопах», братстве по оружию и т.п. В итоге деятели в Минске сами уверовали в то, что уж кому-кому, а им, «русским со знаком качества», восточный союзник даст самое современное оружие за так или по дешевке.
Но в итоге стало очевидно, что «за этот знак качества особо платить не хотят», замечает эксперт. Так, растаяли надежды заполучить партию российских Су-30, которые эксплуатировались в Индии и потом попали на ремонт и модернизацию на 558-й завод в Барановичах. Сейчас российские хозяева вроде как хотят сплавить эти истребители в Анголу. «Стало понятно, что новых или даже бэушных самолетов от России не предвидится», — отмечает собеседник Naviny.by.
К слову, еще вопрос, кто для Москвы больший союзник: Минск или, скажем, Астана. Во всяком случае, казахи в свое время безвозмездно получили от России истребители Су-27, которые сейчас модернизируются в тех же Барановичах.
Почему белорусы почти не модернизируют там свои истребители? Дело банально упирается в денежный вопрос, считает Поротников: «Модернизация одного МиГ-29 стоит пять миллионов долларов». А белорусам, по идее, надо модернизировать четыре десятка таких машин, итого — двести миллионов. В сегодняшней экономической ситуации и такая сумма неподъемна.
Что же касается Су-27, о которых Лукашенко говорил ныне в Барановичах, то в принципе технологиями их модернизации у нас, как видим, владеют. Но, по прогнозу Поротникова, более реален вариант, при котором эти машины, фактически снятые с вооружения, капитально отремонтируют и в основном будут держать в полузаконсервированном состоянии на черный день — тот самый «угрожаемый период», о котором упомянул главнокомандующий.
По мнению военного эксперта Александра Алесина, «в обыкновенном ремонте Су-27 без модернизации большого резона нет», так как технологии натовцев за четверть века ушли далеко вперед.
Поэтому, спрогнозировал Алесин в комментарии для Naviny.by, некий элемент модернизации, хотя бы на уровне обновления электронной начинки, будет. А вообще глубина модернизации напрямую зависит от того, что позволят финансы.
За парадной показухой — деградация
Однако так или иначе без серьезной модернизации ВВС-ПВО Беларуси не обойтись. «Иначе следующий шаг — это отдавать ПВО на аутсорсинг России», — говорит Поротников.
В принципе, Москва не против помочь в защите союзных рубежей. Но, судя по планам создать собственную авиабазу в Лиде, восточный сосед предпочитает приходить со своим оружием и своими кадрами. То есть возникает риск дискомфортной для Лукашенко ситуации, когда обороной суверенного государства будут управлять в четыре руки. А там, глядишь, и вообще ототрут белорусского главнокомандующего на вторые роли.
Во всяком случае, вопрос об авиабазе в последнее время «забалтывается», отмечает Поротников, и это может говорить о том, что торг вокруг нее не приносит Лукашенко желаемых дивидендов.
Таким образом, Минск оказывается между молотом и наковальней: с одной стороны, не хочется уступать ряд стратегических позиций россиянам, с другой — без их помощи, в том или ином виде, не спасти обороноспособность (как и экономику в целом).
Глава государства, очевидно, и сам чувствует, что за парадной показухой в вооруженных силах идет нарастание проблем. Не случайно в Барановичах он заявил о намерении в ближайшее время серьезно проверить белорусскую армию на боеготовность.
По мнению Поротникова, очередным провалом силовиков стал недавний инцидент с Ан-2, упавшим на украинской территории. Не исключено, что он перевозил контрабандные сигареты из Беларуси. Фактически получился «плюшевый десант» наоборот, иронизирует аналитик.
Белорусский президент спасает имидж
«Лукашенко любит красоваться в мундире, но на практике получается, что государство не в состоянии обеспечить на должном уровне свою обороноспособность, войско деградирует», — отмечает Поротников.
Остается хотя бы показывать мнимые мускулы. Так, в заявлениях Лукашенко по поводу Су-27 велика политическая составляющая, полагает Алесин. По мнению эксперта, белорусский президент учитывает то, что несет серьезные имиджевые потери из-за перспективы появления в Беларуси российской авиабазы.
«Продажей тех же «индийских» Су-30 Анголе Москва, возможно, хотела связать руки Лукашенко», — предполагает Алесин. Цель — постепенно превратить из союзника в вассала.
Будет или не будет белорусский президент использовать те Су-27, но он козыряет этим моментом, чтобы показать и электорату, и Москве, что не загнан в угол «братьями по оружию».
Но от пиара денег не прибавится. И если смотреть в корень, то проблемы обороноспособности связаны с кризисом белорусской модели в целом. «Привязка к России с ее не очень совершенными технологиями оказалась проигрышной», — делает вывод Алесин. По его словам, упущено 15 лет, когда можно было изменить экономическую базу.
Теперь, спохватившись, белорусское руководство пытается модернизировать войско, но чудес не бывает. Прежде всего надо было модернизировать страну, а не сидеть на энергетической игле, вбухивая деньги в разные «Дажынкі».
Александр КЛАСКОВСКИЙ