Выборы: правила поменялись, но не сильно

Источник материала:  
18.11.2013 08:35 — Новости Политики

Теперь выборы и референдумы в Беларуси будут проходить по новым – точнее, обновленным – правилам. Их утвердил парламент, и впервые новые нормы будут применены уже в следующем году на выборах в местные Советы. Каких-либо радикальных изменений избирательное законодательство Беларуси не претерпело, но те изменения, которые произошли, заслуживают нашего анализа.


В минувшую пятницу Совет Республики Национального собрания Беларуси одобрил законопроект о внесении поправок в некоторые законы по вопросам проведения выборов и референдумов. За день до этого, в среду, этот законопроект во втором чтении был принят Палатой представителей. Представила его депутатам глава Центризбиркома Лидия Ермошина.

Согласно новым правилам, выборы депутатов парламента будут проводиться в один тур, а результаты выборов – определяться по принципу относительного большинства. «Данное изменение обусловлено практикой проведения парламентских выборов, на которых второй тур голосования, за редким исключением, не проводился», – обосновала инновацию Ермошина. Однако это нововведение не распространяется на выборы президента, которые по-прежнему будут проходить в два тура.

Также новые поправки запрещают призывы к срыву, отмене или переносу сроков выборов, который распространяется на всех участников избирательной кампании. «Предпосылкой к запрету на бойкот выборов является негативная практика ведения отдельными кандидатами предвыборной агитационной кампании», – сказала глава ЦИК, отметив, что наиболее заметно это проявилось во время последних избирательных кампаний.

В соответствии с законопроектом будет скорректирован порядок финансирования избирательных кампаний. В частности, предусматривается увеличение избирательного фонда кандидата в президенты Беларуси с 3 тыс. до 9 тыс. базовых величин (около $130 тыс. по текущему куру). При этом, отметила она, размер избирательного фонда кандидата в депутаты Палаты представителей остается прежним – одна тысяча базовых величин (сейчас – порядка $14 тыс.).

Еще одна заметная инновация – ряд дополнений в данные, которые предоставляют о себе кандидаты в депутаты или на пост президента. Во-первых, кандидат будет обязан указывать все уголовные судимости, которые имели место в его жизни. До сих пор он не был обязан это указывать, соответственно, препятствием для избрания было только наличие непогашенной судимости.

Также декларация о доходах и имуществе кандидата будет дополнена указанием того, за счет какого источника существует кандидат, если у него нет официальных источников дохода. Рассказывая об этом, Ермошина пояснила, что в избирательных кампаниях в Беларуси нередко участвуют безработные, которые не декларируют свои доходы и не разъясняют избирателям, за какие средства живут.

Обозреватель БДГ обратился к лидерам ряда политических сил Беларуси с одним и тем же вопросом: как вы оцениваете нынешние изменения в избирательное законодательство? Вот их ответы: 

Олег Гайдукевич, зампредседателя Либерально-демократической партии Беларуси:

- Во-первых, мы поддерживаем запрет на бойкот. Потому что если политическая партия не участвует в выборах, то смысла в ее существовании никакого нет. Изменить ситуацию в стране можно только через выборы. Поэтому мы поддерживаем то, что бойкота не будет. Второе: мы поддерживаем то, что финансирование будет организовываться немного проще. Мы эти избирательные фонды будем использовать по полной программе – и на местных выборах, и в президентской кампании. Более того, мы убеждены, что это сделает избирательную кампанию более «живой».

Ну а третье – чего бы мы больше всего хотели, но что не произошло, – это переход на выборы по партийным спискам. И государственное финансирование всех официально зарегистрированных политических партий. Если это будет – то будет развитие и гражданского общества, и демократии, и экономики.

То есть все нынешние изменения мы поддерживаем, принимаем, ничего против не имеем, но нас беспокоит отсутствие выборов по партийным спискам. Остальное нас не интересует. Мы будем при любых условиях участвовать в выборах. Что касается требования об указании судимости кандидата – ничего плохого здесь нет. У нас тоже есть судимые, ничего страшного здесь нет, люди должны все о кандидате: за что судим, когда судим… Такое у нас отношение. 

Андрей Дмитриев, зампредседателя гражданской кампании «Говори правду»:

- Эти изменения в избирательном законодательстве абсолютно не принципиальны. Они не меняют его ни в худшую, ни в лучшую сторону. Главная задача этих изменений – сделать законными те незаконные действия, которые ранее делала власть. Такое вот упорядочивание.

Я думаю, что это не удастся «продать» ни внешнему потребителю (я имею ввиду прежде всего ОБСЕ), ни внутреннему – это никак не повлияет на политическую активность внутри страны. Это такое чисто техническое действие, которое нацелено на еще большее закрепление контроля государства над избирательным процессом – над тем, о чем говорят кандидаты, как говорят, и возможностью это модерировать. Это желание государства.

Другое дело, что мы видим избирательную кампанию как совершенно отдельную кампанию, как часть большого плана по продвижению идеи референдума, по активизации людей, пусть мы и знаем, что сегодня выборы надо воспринимать не как возможность получить мандат, а как трибуну, на которой можно говорить о существующих проблемах. Мы призываем сегодня всех идти на эти выборы именно для того, чтобы разговаривать о проблемах. Выборы – это сегодня для нас уникальная возможность говорить о том, что наболело, и власть этого очень боится. В этом смысле нынешние поправки не играют для нас какой-то особенной роли. 

Анатолий Лебедько, председатель Объединенной гражданской партии:

- Эти изменения – рефлексия власти на кампанию «За честные выборы без Лукашенко», которую проводила ОГП в ходе последних выборов. И запрет на бойкот, и невозможность зарегистрированным кандидатам выступать в качестве доверенных лиц у другого кандидата – все это очень точечные действия, направленные на сужение возможности для политических оппонентов. То есть власть не позаботилась даже о том, чтобы создать видимость серьезных изменений, которые можно было бы «продать» за границу. То есть все в последнее время делается для того, чтобы сковать какие-то возможности для оппонентов власти.

Повлияет ли это каким-то серьезным образом? Не думаю. И до этого у политических структур были сильно ограничены системные возможности. Правоприменительная практика выхолостила суть даже тех норм, которые что-то позволяли сделать, – де-факто они были запрещены. 

Алексей Янукевич, председатель «Белорусского народного фронта»:

- Совершенно очевидно, что эти изменения не направлены на то, чтобы сделать избирательный процесс в Беларуси открытым, прозрачным и демократическим. Как раз совсем наоборот. Основным минусом мы считаем то, что государство отказывается от бюджетного финансирования агитационных материалов кандидатов. По нашему мнению, это будет безусловно способствовать тому, что разные кандидаты будут иметь разные возможности в плане проведения агитации, возможности не будут равными.

Более того, сама процедура создания предвыборных фондов и оформления всех связанных с этим документов – она также создает дополнительные возможности для манипуляций со стороны властей. То есть провластный кандидат может пройти все эти бюрократические круги быстрее. Как, например, на парламентских выборах в 2012 году, когда мы создавали такие избирательные фонды для кандидатов от партии БНФ. Тогда мы столкнулись с тем, что эта процедура занимает время и, соответственно, сокращается время на агитацию.

Ну и в целом все прочие правки и изменения, безусловно, ограничивают демократические свободы граждан. Это касается и запрета на агитацию за бойкот. Хотя это не та тактика, которую партия БНФ считает эффективной, мы уверены, что партии и кандидаты должны иметь право агитировать как за голосование, так и воздержание от него.

←В следующем году в Беларусь планирует приехать делегация Экваториальной Гвинеи

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика