Беларусь — Эквадор: бананы, МАЗы, ПВО
Эквадорцы могут завалить Беларусь бананами, а мы их — МАЗами. Так что перспективы сотрудничества, конечно, есть. Хотя ставка на третий мир не способна решить самые больные для Беларуси проблемы, связанные с тем, что страна чрезмерна привязана к России, не имеет ресурсов для модернизации и многое теряет из-за скверных отношений с Европой.
В Минск президент Эквадора Рафаэль Корреазаскочил на обратном пути из России. То же делал обычно и ныне покойный Уго Чавес, а недавно по такой же схеме наведался боливийский лидер Эво Моралес.
Впрочем, и Александр Лукашенко в июне прошлого года посетил Эквадор в рамках турне по Латинской Америке. Тогда еще гадали, почему это белорусский гость полетел в Кито из Каракаса не на своем большом боинге, а на старом самолете Чавеса. Пресс-секретарь Лукашенко сослался на то, что аэропорт Кито может принимать только небольшие машины, но назавтра там сел и боинг Лукашенко…
С тех пор сотрудничество между Минском и Кито не особо продвинулось, пока преобладают декларации.
Второго Чавеса не найти
Да, второго Чавеса белорусский президент в Латинской Америке вряд ли найдет, как ни старается.
С одной стороны, Корреа — тоже приверженец «социализма XXI столетия», левый популист, любитель подразнить США (посольство этой страны в Лондоне приютило создателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, 29 октября в Москве эквадорский лидер снова затрагивал тему предоставления убежища еще одному разоблачителю США Эдварду Сноудену).
С другой стороны, лощеный интеллектуал, выпускник Иллинойсского университета, доктор экономических наук Корреа своим обликом мало похож на вояку Чавеса в зеленой униформе, с которым белорусский руководитель, судя по всему, чувствовал несравненно большее родство душ.
Да и для антиамериканской риторики не лучшие времена. Принимая 31 октября Корреа, Лукашенко в пассажах на широкую публику лишь глухо упомянул о многополярном мире. «Мы выступаем со схожих позиций по большинству тем в международной повестке», — обтекаемо заметил хозяин резиденции.
Бросать камни в огород США, когда белорусским властям нужен кредит МВФ, было бы опрометчиво. Корреа же, в отличие от Чавеса, по-дружески подбросить деньжат на льготных условиях вряд ли готов. Не те ресурсы и не тот размах.
Удастся пристроить тракторы и калий?
На сегодня товарооборот Беларуси с Эквадором — в районе 20 миллионов долларов. Мизер. Но в условиях, когда для белорусской продукции сузился российский рынок (вот вам и Таможенный союз: за что боролись, на то и напоролись!), любая диверсификация экспорта — благо. Правительство, надо думать, не прочь разгрузить склады за счет эквадорских друзей, у которых, как признался в Минске высокий гость, «достаточно много природных ресурсов», но «не хватает человеческого капитала и технологий».
Эквадор, живущий за счет нефти, побогаче Боливии (средний заработок, кстати — примерно как в Беларуси, а цены ниже), но рынок этой небольшой 15-миллионной страны много не проглотит.
Да и в целом планы белорусской торгово-экономической экспансии в Латинскую Америку пока не венчаются успехом, скорее мы видим топтание на месте. А в прошлом году товарооборот с этим регионом вообще упал с 3,5 до двух миллиардов долларов.
Проблема, в частности, заключается в том, что даже в третьем мире белорусская продукция утрачивает конкурентоспособность. Беларусь сама нуждается в модернизации, но не может ее развернуть, сидя на российской энергетической игле.
Тем не менее, вполне реально создать в Эквадоре совместные производства для выпуска тракторов, медикаментов, о чем говорил ныне в Минске Корреа. Также обсуждалась возможность развернуть у них производство автобусов в кооперации с МАЗом. Эквадорцы остро нуждаются в жилье, так что там, как и в Венесуэле, могут показать себя и белорусские строители. Вновь-таки по венесуэльской матрице можно развивать сотрудничество в сферах нефтеразведки и нефтедобычи.
«Опыт поставок нефти из Венесуэлы не был для Беларуси позитивным: транспортное плечо очень большое, в результате нефть для нас получалась дорогой, значительно дороже, чем российская», — отметил в комментарии для Naviny.by аналитик Белорусского института стратегических исследований Александр Автушко-Сикорский. Поэтому сейчас вряд ли речь будет идти непосредственно о покупке эквадорской нефти, говорит эксперт.
А вот в сфере разработки новых месторождений и добыче нефти в этой латиноамериканской стране сотрудничество возможно, добавляет он: «Нефть у Эквадора кончается, а разведка новых месторождений не производилась уже давно».
Другое дело, что концессии по добыче нефти сверхдоходов не приносят, по крайней мере если нефтеразведка и добыча конкретной компанией ведется только в одной стране, заметил Автушко-Сикорский.
Что же касается перспективы выстроить торгово-экономическую улицу с двусторонним движением, то, по словам аналитика, «в экспортной корзине Эквадора не так много товаров, которые могли бы нас заинтересовать».
Скорее, продавать что-то будет белорусская сторона. И в первую очередь тут могут быть подвижки с калийными контрактами, ведь значительную часть экспорта Эквадора составляет продукция сельского хозяйства, подчеркнул собеседник Naviny.by.
Радары и «Печоры» — тоже ходовой товар
Дружба с Чавесом принесла Минску крупный заказ, связанный с созданием единой системы ПВО Венесуэлы. А каковы перспективы военно-технического сотрудничества Беларуси с Эквадором? Официально по итогам переговоров в Минске лишь вскользь отмечено, что главы государств договорились, в частности, углублять сотрудничество в научной, военно-технической областях.
По оценке ЦАМТО (Москва), сформированный пакет заказов Эквадора на импорт продукции военного назначения на 2013-2016 годы составляет около 320 млн. долларов. Но здесь сливки может снять Россия. По данным российских СМИ, Корреа, будучи на днях в Москве, вел переговоры и о военном сотрудничестве. В частности, Эквадор интересуется системами ПВО и вертолетами.
Белорусский военный обозреватель Александр Алесин с высокой долей вероятности допускает, что свою долю пирога военных заказов Эквадора может получить и Минск.
«Конечно, Корреа будет по одежке протягивать ножки, — отметил эксперт в комментарии для Naviny.by. — У Эквадора и средств меньше, чем у Венесуэлы, и стратегических объектов, которые нуждаются в прикрытии».
Тем не менее, Алесин предполагает, что Эквадор может закупить у Беларуси радары («сколько именно: 10, 20 — это уже зависит от наличия денег»), заинтересоваться средствами радиоэлектронной борьбы, АСУ ПВО, экипировкой для спецназа.
Минск совместно с Москвой может также принять участие в поставках относительно недорогих зенитно-ракетных комплексов «Печора-2М», полагает Алесин. Эти ЗРК ездят на минских шасси. Кроме того, в условиях горной местности, когда трудно наблюдать визуально, очень могут пригодиться белорусские беспилотники.
Подобного рода техника востребована в странах Латинской Америки, во-первых, потому, что по воздуху часто перебрасываются наркотики, а во-вторых, чтобы противодействовать воздушной разведке США, говорит эксперт.
Лукашенко и Корреа: кто на чем экономит
А вообще Корреа хоть и доктор наук, но, в понимании белорусского руководства, видимо, большой чудак. Говорят, ходит в город пить кофе без охраны. А в 2010 году сделал вообще несусветную глупость. Решил сократить надбавки и льготы военным, полицейским и другим государственным служащим.
В итоге люди в погонах взбунтовались. Когда же президент вышел на улицу, чтобы попытаться утихомирить беспорядки, в него полетели гранаты со слезоточивым газом, так что пришлось даже обращаться в госпиталь. И вообще страна оказалась на волосок от переворота.
Белорусские власти ныне тоже вынуждены экономить, но вот обижать силовиков, особенно тех, что умеют «за семь с половиной минут» разгонять Площадь, Лукашенко наверняка не позволит. В этом плане мягкий авторитарист Корреа, который пообещал уйти с поста после окончания своего нынешнего срока, белорусскому президенту тоже явно не пара.
Александр КЛАСКОВСКИЙ