Лебедько: Вашингтон в сравнении с Брюсселем занимает более ценностную, чем прагматичную позицию относительно Беларуси
«Сама по себе Беларусь, конечно, не является приоритетом для официального Вашингтона, но за ситуацией в нашей стране там следят», — сообщил БелаПАН председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, комментируя итоги своего визита в США.
Политик был приглашен в США для участия в конференции, посвященной Международному дню демократии. Кроме этого, состоялись его встречи в Госдепартаменте и конгрессе.
«Мы исходим из того, что решение белорусских проблем это дело самих белорусов. Но было бы преувеличением утверждать то, что мы можем обойтись без международной составляющей. Поэтому сегодня, когда наблюдаются холодные отношения между Вашингтоном и Минском, какую-то часть государственных функций в развитии отношений должны взять на себя оппозиция и гражданское общество», — считает Лебедько.
Лидер ОГП отметил, что в Госдепартаменте, конгрессе США есть люди, которые следят за ситуацией в Беларуси. «Мое послание было одной фразой: освобождение и реабилитация политзаключенных, честные и свободные выборы. Эти два вопроса нельзя разрывать», — подчеркнул он.
По мнению политика, крайне важно с официальным Минском говорить по политзаключенным и свободным выборам одним голосом. «Если по политзаключенным мы видим консенсус мыслей, то по свободным выборам нам надо еще поработать. По крайней мере, уже были хорошие примеры, даже созданы институции, в которые входили чиновники, занимающиеся Беларусью и формулирующие общее послание. Такой формат был правильным, когда и ЕС, и США имели четкую позицию в два-три пункта», — сказал он.
Лебедько отметил, что у США всегда «была позиция более жесткая, приближенная не столько к прагматизму, сколько к ценностям». «Это объясняется в том числе отсутствием экономического интереса, сильного экономического лобби, чтобы давить на политические структуры. Но я знаю, что в Европе многие будут прислушиваться к позиции США. Есть группа лиц в конгрессе, которая считает, что у ЕС должна быть бескомпромиссная позиция относительно освобождения политзаключенных: пока они не реабилитированы, никакого диалога быть не может», — сказал он.