Профосмотр Беларуси. Маниакальная вера в чудо в преддверии девальвации
«Либеральный клуб» для Naviny.by
Беларусь больна. И это, к сожалению, не новость. Нам кажется, что общественная болезнь постоянно прогрессирует. Речь пока не идет о возможном летальном исходе, но при дальнейшем развитии болезнь может стать хронической, а разрушительные процессы внутри белорусского организма — необратимыми.
Центр аналитических инициатив «Либерального клуба» берет на себя неблагодарную функцию «санитаров леса». Мы еженедельно будем внимательно отслеживать все основные события в области политики, экономики, права, социологии и культуры. И на их основе ставить принципиальный диагноз общественному здоровью страны.
Как и любой профосмотр, «Беларусь: анализы» нацелены на то, чтобы вовремя выявить имеющиеся общественные заболевания и принять необходимые профилактические меры или назначить больному требуемое лечение.
Отделение политики
Анамнез. В традиционно неяркой внутриполитической жизни Беларуси установилась какая-то совсем уж скукотища. На прошедшей неделе и вспомнить особо не о чем.
Если бы не криминально-экономическое «дело Баумгертнера», то и во внешней политике, наверное, наблюдалось бы полное осеннее затишье. А так хотя бы какая-то тема у политизированной части белорусской публики оставалась. Правда, после стандартных пестрых заголовков о начале очередных российско-белорусских торговых войн в СМИ стали появляться уже слегка растерянные сообщения о теплом общении Александра Лукашенко со знаковыми представителями российской элиты: Сечиным, Грефом и Миллером.
И только белорусский МИД, несмотря ни на что, продолжает упорно и пока безрезультатно развивать контакты с Европейским союзом.
Диагноз. На российском направлении все, как всегда, неожиданно предсказуемо. Как неожиданно для сторонних наблюдателей возник весь калийный конфликт, так же неожиданно он и затухает. Хотя на его волне слегка обострились некоторые другие неприятные для Беларуси вопросы. Например, об экспорте мясной и молочной продукции в Россию и о скрытом реэкспорте туда же продукции третьих стран. Напомнил о себе и душок от затянувшихся историй, вроде многолетней истории с объединением МАЗа и КАМАЗа.
Но ко всему этому мы уже абсолютно привыкли. Парадокс как раз и заключается в том, что мы привыкли к белорусской нестабильной стабильности. Чтобы этакого ни происходило, мы всегда более-менее знаем, как и чем это должно закончиться. И при этом не знаем, что произойдет потом. Но точно знаем, что что-то произойдет. А закончится это что-то опять все так же.
И это не только о белорусско-российских отношениях. Это, в принципе, о нас.
Правда, отношения с ЕС в последний год немного выбились из этой матрицы. Там давно уже не было неожиданностей. Один сплошной дипломатический процесс: встречи, консультации, беседы. Так и забыть можно, что существует у нас еще и европейский вектор.
10 сентября, принимая министра иностранных дел Владимира Макея, Лукашенко задал давно созревший у многих вопрос: «что … происходит там, на западном направлении?»
А там белорусские дипломаты продолжают производить многочисленные контакты с ЕСовскими коллегами. На ушедшей неделе Макей, например, принял участие в очередной неформальной министерской встрече стран-участниц «Восточного партнерства» в Ереване. Но пока количество контактов в качество перетекать не хочет.
Лечение. Белорусской политике нужен какой-то драйв. Притом желательно такой, который не будет никого пугать: ни нас самих, ни наших западных или восточных партнеров. Просто нормальный позитивный и интересный драйв. И жить станет веселее!
Отделение экономики
Анамнез.Удивлением для многих стали данные по инфляции за август. Индекс потребительских цен (ИПЦ) за месяц увеличился только на 0,1%, с начала года цены возросли на 8,2% (официальный прогноз на год — 12%).
Еще одна проблема была незаметна для большинства неспециалистов: недостаток рублевой ликвидности в банках привел к тому, что ставка на межбанковском рынке к концу недели резко подскочила до 78,3% (на 2 сентября ставка была лишь 39,2%). При этом период выполнения банками резервных требований перед Нацбанком, когда им обычно действительно нужны деньги, наступает только на следующей неделе.
Диагноз.Похоже, власти всеми возможными и невозможными способами пытаются сохранить инфляцию в рамках запланированных 12%.
Базовый ИПЦ, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также сезонного характера, за август составил 100,8%. Значит, уровень в 0,1% достигнут за счет снижения сезонных и регулируемых государством цен на 0,7%.
Повышение цен на услуги ЖКХ, бензин и др. будут учтены только в сентябре. Именно тогда можно будет ожидать компенсации уровня инфляции августа: плюс 1-1,3% ИПЦ.
А сдерживание курса белорусского рубля (за август рубль к доллару подешевел только на 110 рублей) ограничивает рост цен на импортные, в основном непродовольственные, товары.
Нехватка денег в банках связана в первую очередь с резким переходом депозитов из рублевых в валютные. Это произошло из-за снижении ставок по вкладам рублях и соответственного падения их привлекательности. Так, за июль депозиты в рублях упали с Br35,5 трлн. до Br32,2 трлн., а вот валютные выросли на $290,2 млн. (ранее их среднемесячный рост составлял лишь около $43,7 млн.).
Эта тенденция могла продолжиться и в сентябре (статистика пока недоступна), что повлекло за собой вынужденное повышение банками ставок по депозитным проектам. Но в этом не заинтересован Нацбанк: наносится вред бизнесу, так как вместе с депозитами растут ставки и по кредитам. Есть у него и более прозаичный мотив: Нацбанку необходимо, чтобы коммерческие банки начали обменивать свою валюту на бирже для пополнения рублевых запасов, а Нацбанк таким образом смог пополнить запасы золотовалютные.
Довольно нехитрая стратегия, которая явно не нравится банкам.
Лечение.Проблема не в нехватке витаминов (читай — валюты) в организме, а в образе жизни, который вызывает этот дефицит.
Хороший инвестиционный климат, конкурентоспособная продукция и подобные пилюли — вот необходимое лечение.
Отделение права
Анамнез. На уровне президента было принято решение, которое в очередной раз подтверждает аксиому белорусского бытия: либерализация в Беларуси долгой не бывает. Речь идет о подписанном президентом 11 сентября Декрете №5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. №6».
Согласно официальной трактовке, пятый Декрет принят с целью оптимизации льгот по таможенным платежам и по ввозному налогу на добавленную стоимость, которые были предоставлены Декретом №6.
Переводя язык белорусских чиновников, такая декретная оптимизация попросту означает отмену части этих льгот и преференций. В частности, Декретом №5 предусмотрено исключение льготы по ввозному налогу на добавленную стоимость, а также исключение из перечня товаров, на которые распространяется таможенная льгота, группы автомобильной техники, производимой белорусскими предприятиями. Таким образом, для части белорусского бизнеса занавес либерализации уже опущен.
Диагноз. Подписание Декрета №6 было воспринято на ура, так как его положения были направлены на улучшение бизнес-климата в Беларуси. Например, льготная пошлина на ввоз автомобилей позволила многим компаниям обновить свои автопарки, тем самым повысить свою конкурентоспособность. Учитывая высокие ставки ввозных пошлин на автомобили в рамках Таможенного союза, это положение было особенно актуальным.
Таким образом, отмененные положения шестого Декрета позволяли многим белорусским транспортным компаниям держаться на плаву, а также привлекать бизнес в сельскую местность.
Что же заставило властей пойти на такой шаг?
Ответ можно найти как в официальных заявлениях, так и в самом нормативном акте: рост импорта и проблема затоваренности складов. В итоге улучшение бизнес-климата оказалось возложенным на алтарь борьбы с импортозамещением и отрицательным сальдо внешней торговли.
Лечение. Белорусским чиновникам можно тысячу раз как мантру повторять слова о важности политики импортозамещения и необходимости поддержки белорусского производителя и т.д., но экономике, бизнесу, равно как и населению лучше от этого не становится. Тем более, что причиной существующих проблем в экономике является не бизнес или белорусы, которые предпочитают иностранные товары отечественным, а существующая экономическая политика государства.
Так, к примеру, прижимать национальный бизнес за импорт, но при этом всячески развивать совместные китайско-белорусские проекты на условиях увеличения импорта из Китая как-то нелогично, глупо и по-предательски. Закручивая гайки подобным образом, проблемы можно только усугубить.
Отделение социологии
Анамнез. Большинство белорусских семей ориентированы на одного или двух детей. Такие данные показывают социологические опросы.
За январь-июль текущего года коэффициент рождаемости в Беларуси составил 12,3 (число родившихся на тысячу человек). При этом суммарный коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину в возрасте от 15 до 49 лет) в стране находится на отметке в 1,62. Эксперты же утверждают, что для простого воспроизводства населения этот показатель должен составлять не менее 2,15 ребенка на одну женщину.
По результатам опросов, большинство белорусок хотели бы иметь двух детей – 64,4%. О тройне мечтают 27,0% женщин, более трех – 4,2%, одного ребенка – 4,4%. На самом же деле двух детей планируют рожать 61,3% женщин, трех – 13,6%, более трех – 1,9%, а одного – 23,1%.
Еще одно исследование показало, что 41,8% женщин в Беларуси хотели бы родить еще одного ребенка, 46,3% больше не хотят иметь детей, 3,2% не могут забеременеть, а 8,7% пока не определились.
Диагноз. Одной из причин такой ситуации является вовлечение женщин в рынок труда. Сейчас почти 53% всех работников в стране – женщины. Они хотят реализовывать себя не только в семейной жизни, но и как профессионалы, а дети зачастую этому только мешают.
Также на репродуктивный выбор оказывает влияние уровень образования. Как показывает статистика, женщины с высшим образованием позже выходят замуж и заводят детей. Они ориентируются на карьеру и не видят в себе только домохозяек.
Эту тенденцию подтверждают и зарубежные исследования. Например, специалисты Лондонской школы экономики установили, что чем выше уровень интеллекта у женщины, тем меньше она хочет заводить детей.
Но, наверное, самой актуальной причиной белорусской малодетности является материальная сторона. К сожалению, в Беларуси рождение новых детей, как правило, приводит к ухудшению материального положения семьи. Доходы в связи с уходом в декретный отпуск падают, а мизерное государственное пособие не в состоянии покрыть резко возросшие расходы.
Лечение. Из сложившейся ситуации есть два выхода. Можно и дальше следовать доктрине демографической безопасности, выработанной еще в сталинские времена. Тиражировать картинку многодетной семьи, подключать невпечатляющие материальные стимулы и всячески пытаться мобилизовать женщин на увеличение рождаемости.
Либо же стоит признать неоспоримое право каждого человека на репродуктивный выбор – иметь или не иметь детей, и сколько. А усилия государства переориентировать с искусственного увеличения рождаемости на увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья.
Отделение культуры
Анамнез. На прошедшей неделе власти очень заботились об имидже страны, но получалось это у них довольно плохо.
Так, по мнению официальных органов, ущерб имиджу Республики Беларусь наносит не что-нибудь, а художественная книга Алеся Беляцкого «Асьвечаныя Беларушчынай». К такому выводу пришла экспертная комиссия, на рассмотрение которой Ошмянская таможня направила сборник произведений политзаключенного и руководителя правозащитного центра «Весна». Напомним, ранее 40 экземпляров издания были изъяты у правозащитницы Татьяны Ревяко на белорусско-литовской границе в пункте пропуска «Каменный Лог».
А тем временем ущерб имиджу Республики Беларусь (конечно, не такой большой, как 40 экземпляров книги Беляцкого!) нанесла церемония вручения Антинобелевской премии (IgNobel prize). Напомним, она также известна как Шнобелевская и вручают ее за сомнительные достижения, «которые сперва вызывают смех, а потом заставляют задуматься». В этом году лауреатом Антинобелевской премии мира стал сам Александр Лукашенко — за принятый в 2011 г. закон, запрещающий аплодисменты на белорусских улицах. Вручавшие премию отдельно подчеркнули случай, когда за аплодисменты был наказан однорукий человек.
Диагноз. Власти не раз подчеркивали, что хотят использовать культуру как инструмент улучшения имиджа Беларуси за рубежом.
Однако это невозможно, когда в стране существуют черные списки культурных акторов, независимая культура вытеснена из официального дискурса, а художественные книги неугодных правозащитников называют вредными и запрещают.
В итоге Беларусь в глазах иностранцев все больше приобретает имидж дикой страны со странными нравами и дурацкими законами, введенными последним диктатором Европы. Как отметил на своей странице в фейсбуке основатель и владелец портала TUT.by Юрий Зиссер, «Сегодня наша страна (а ведь президент обычно ассоциируется со страной) на весь мир опозорена действиями группы наших должностных лиц, с детства не выносящих, когда их дразнят».
Такая ситуация должна волновать любого патриота: как бы ни изменилась ситуация в Беларуси, у нашей страны еще надолго останется негативный имидж. Это плохо как для бизнеса, так и просто по-человечески.
Лечение. Важный момент — не стараться в противовес ситуации рассказывать о Беларуси только хорошее в стиле «синие реки, чистый воздух, красивые девушки», скатываясь по сути до уровня госпропаганды. У Беларуси сегодня много проблем, но любой врач скажет: надо не стесняться своей болезни, а как можно скорее начинать ее лечить.
Беларусь не улучшит свой имидж до тех пор, пока в стране будут цензурировать художественные книги и принимать дурацкие законы.