Беларусь опять ставит не на ту страну Латинской Америки
Постоянно провозглашаемая белорусским руководством идея развития сотрудничества с государствами Латинской Америки и завоевания тамошних рынков в принципе возражений у экспертов не вызывает. Вот только пути выбираются не совсем понятные. Соответственно, не слишком впечатляют результаты.
Новый форпост?
Состоявшийся 4 сентября однодневный визит в Минск президента Боливии Эво Моралеса оказался не только слишком скоротечным для официального, но и неожиданным.
Между тем у обозревателей свежи в памяти июльские воздушные приключения боливийского лидера. Тогда его летевшему из Москвы самолету Франция и Португалия отказались предоставить воздушный коридор из-за подозрений, что на борту мог находиться американец Эдвард Сноуден, известный своими разоблачениями действий спецслужб США.
Сам факт наглядно свидетельствует об отношении Запада к Моралесу. Но для белорусского руководства это скорее признак «своего парня».
Однако идейной близости Минску все же недостаточно, особенно в условиях непростого экономического положения Беларуси. Поэтому в ближайшее время предполагается подвести под сотрудничество солидную материальную базу. Ведь оно, как заявил Александр Лукашенкона встрече с коллегой, ныне далеко не на том уровне, на котором должно находиться, и не соответствует потенциалу государств.
Действительно, в данных Национального статистического комитета Беларуси о внешней торговле за прошлый год, охватывающих 101 государство, Боливия вообще отсутствует. При том, заметьте, что Моралес у власти уже скоро как десять лет.
Но теперь, по замыслу белорусского руководства, все должно стать по-другому, так как будет использован опыт взаимодействия с Каракасом: следует начать с реализации трех-четырех фундаментальных проектов, а там дело пойдет.
Отметим, что еще во время мартовской встречи в Каракасе на похоронах Уго Чавеса руководители Беларуси и Боливии договорились обсудить с новым руководством Венесуэлы несколько трехсторонних совместных проектов на общую сумму два-три миллиарда долларов.
Вроде бы все замечательно. Несколько смущает лишь то обстоятельство, что, несмотря на наличие богатых залежей полезных ископаемых, включая нефть, Боливия наряду с Кубой и Гаити остается одной из беднейших стран Латинской Америки. А после национализации по примеру той же Венесуэлы нефтегазовой и энергетической отрасли ее светлое будущее вызывает еще больше сомнений.
Оснований для прорыва на рынки Латинской Америки нет
Итак, провозглашенный в свое время Минском курс на всемерное расширение контактов с государствами так называемой далекой дуги, где Латинская Америка считается одним из ведущих направлений, сохраняется.
Напомним, что на прошедшей в начале нынешнего года пресс-конференции Александр Лукашенко нацелил на достижение с рынком этого материка товарооборота в пять миллиардов долларов, причем должен преобладать белорусский экспорт. По словам главы государства, «когда-то мы здесь вообще ничего не имели, а сегодня имеем примерно 3,5 миллиарда товарооборота, при этом около двух миллиардов экспорта».
Если быть точным, то около 3,5 миллиарда долларов было по итогам 2011 года. Причем экспорт белорусских товаров составил лишь 1 млрд. 737,5 млн. долларов, а импорт — 1 млрд. 760,7 млн. долларов.
В прошлом же году весь товарооборот с Латинской Америкой составил два миллиарда долларов. Правда, при этом было обеспечено положительное сальдо в 360 миллионов, так что определенных достижений отрицать нельзя.
Однако если разбираться в ситуации более детально, то картина получается не слишком впечатляющей.
Так, ровно половину товарооборота с материком и без малого 600 миллионов долларов положительного для Беларуси сальдо обеспечила Бразилия, причем почти исключительно за счет покупки калийных удобрений. Вследствие происходящего в мире падения цен на это сырье и скандального выхода «Уралкалия» из Белорусской калийной компании эти показатели могут существенно сократиться.
Далее идет Венесуэла с почти 600 миллионами долларов товарооборота и сальдо в минус 70 миллионов. По мнению независимых экономистов, после того как схема поставок заокеанской нефти в Беларусь исчерпала себя, в Венесуэле остались лишь два относительно успешных совместных проекта: сборка тракторов и разработка нефтяных месторождений белорусскими специалистами.
На третьем месте Аргентина — соответственно, 200 и минус 180 миллионов. Очевидно, что, несмотря на давнее наличие белорусского посольства, обеспечить взаимовыгодное развитие торговли с ней так и не удалось.
На долю же остальных 10 государств региона, с которыми поддерживались торгово-экономические контакты, в том числе таких крупных, как Мексика, Чили и Уругвай, пришлось суммарно 200 миллионов товарооборота с практически нулевым сальдо. А Никарагуа, Парагвая, Гондураса, Гватемалы, Панамы, не говоря уже о Гайане, Суринаме и Гвиане, в перечне тоже не оказалось.
Таким образом, резервы для взаимодействия с Латинской Америкой в принципе существуют, но вот выбор в качестве очередного главного регионального партнера именно Боливии представляется несколько сомнительным.
Андрей ФЕДОРОВ