На день рождения Лукашенко получил от Кремля ультиматум
Свой 59-й день рождения белорусский официальный лидер встретил в боевой форме, в своей стихии — на волне калийного конфликта с Москвой. Устами Юрия Ушакова, помощника президента России, 30 августа артикулировано требование немедленно освободить генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, который с понедельника пребывает на нарах минской «американки» — тюрьмы КГБ.
Ему выставлено обвинение в злоупотреблении властью и служебными полномочиями в амплуа председателя наблюдательного совета Белорусской калийной компании (БКК). По мнению наблюдателей, так топ-менеджеру аукнулся состоявшийся месяцем ранее болезненный для Минска выход «Уралкалия» из БКК.
То событие потрясло отрасль и поставило под удар доходы белорусского бюджета. «Беларуськалий» — стратегический поставщик валюты в казну — сокращает производство и переводит рабочих на две трети оклада: рынок мертв, продукцию некуда девать.
Головные боли Путина
То, как обошлись в Минске с приглашенным на переговоры к премьеру (!) Баумгертнером, породило у комментаторов дружную ассоциацию с захватом заложника. Среагировать для Кремля было делом чести. Но ведь и Александр Лукашенко наверняка просчитывал варианты. И не отступит без сохранения лица.
Таким образом, российское руководство и бессменный президент Беларуси вступили в войну нервов. Москва объявила о сокращении поставок нефти (свежо, как страшилка для старика Кукушкинда в романе Ильфа и Петрова). Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко — тоже потрясающе креативный ход! — озаботился качеством молочных продуктов из синеокой республики. С другой стороны, белорусский Следственный комитет декларировал намерение в ближайшее время завести уголовное дело и на совладельца «Уралкалия» Сулеймана Керимова. Ну, опять же, кто во что горазд.
Пока это больше напоминает демонстрацию боевых стоек. Впрочем, мы видим уже не только угрозы, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич. В частности, напоминает он, Москва под предлогом африканской чумы свиней ограничила поставки свинины из Беларуси. Урезание нефтяного пайка, намеченное уже на сентябрь, также станет весьма болезненным ударом по белорусскому бюджету, который существенно пополняется валютой за счет экспорта нефтепродуктов.
Насколько далеко может зайти конфликт? Эксперты Naviny.by осторожны в прогнозах, так как конфликты часто подминают здравый смысл. По мнению Карбалевича, Лукашенко уже решил первоочередную задачу — «оплеуха Москве получилась звучная». Теперь в его интересах было бы как-то выйти из ситуации с сохранением лица, получив от российской стороны «хотя бы формальную компенсацию».
При этом для контрудара в калийной войне белорусский руководитель «выбрал хороший момент», отмечает Алексей Пикулик, академический директор BISS (Вильнюс). В комментарии для Naviny.by аналитик напомнил о сегодняшних головных болях Владимира Путина: Сирия, европейский дрейф Украины в преддверии вильнюсского саммита «Восточного партнерства», «некоторый стресс» в связи с участием Алексея Навального в выборах мэра Москвы.
Все это, по мнению собеседника, — не самый благоприятный для хозяина Кремля фон, чтобы глубоко ввязываться в драку за Баумгертнера и Керимова.
Как с туалетами в «Матросской тишине»?
В сполохах калийной войны вновь рельефно обрисовались пороки «братской интеграции» между двумя недемократичными постсоветскими режимами, один из которых к тому же отягощен комплексом большого брата, а второй — вообще не отягощен ничем. За два десятилетия так и не выстроены нормальные, прозрачные рыночные отношения. Дела решаются «по понятиям». Отсюда и типичные для такого рода отношений явления — «крыши», «наезды», «разборки», «беспредел». В десятку сказал по этому поводу Валерий Карбалевич: «Калийные братки».
Арест Баумгертнера после переговоров с белорусским премьером Михаилом Мясниковичем (вот уж кого подставили по полной!) выглядел действительно дико. Но и Москва, ныне кричащая о средневековых методах, похожа на ту бабушку, что вспомнила девичью честь. Ведь точно так же, и даже более жестоко, белорусские власти уже почти два десятилетия прессуют неугодных граждан своей страны. Но Кремль в упор не видел политзаключенных и, более того, прикрывал Минск от якобы несправедливых нападок Запада.
Особенно возмущали российских адвокатов белорусского режима введенные против него санкции ЕС и Вашингтона. Но сегодня, в контексте калийной войны, Москва ничтоже сумняшеся расчехляет свои орудия экономического давления на Беларусь.
А вице-премьер Аркадий Дворковичнамекает, что может быть еще и серьезная разборка с привлечением к ответственности по поводу нашумевшего экспорта растворителей-разбавителей, которые Минску вроде как давно уже простили (да и большой вопрос, было ли там формальное нарушение). Вспомнили прошлогодний снег в духе кухонной склоки. Короче, что тамошние деятели, что тутошние — два сапога пара.
Но смех смехом, а ездить теперь в Москву на переговоры (на 17 сентября, кстати, намечен союзный совмин) белорусским чиновникам станет неуютно. А вдруг «привлекут» симметрично? Интересно, а в «Матросской тишине», как и в «американке», камеры без туалетов?
Два режима — как пара пьяниц
Чем более затяжным окажется нынешний конфликт с Москвой, тем вероятнее оживление игры белорусских властей на западном векторе. В этом смысл нет худа без добра: возможно, кому-то из политзаключенных повезет выйти на свободу пораньше. Хотя больших уступок от Лукашенко Европа не дождется.
Новый же всплеск разговоров о том, что белорусский правитель перешел-де красную черту и сейчас Москва будет его «мочить», займется подбором другой фигуры к выборам-2015, эксперты Naviny.by комментируют со скепсисом. С точки зрения Путина, «если на одну чашу весов ставить Керимова и Баумгертнера, а на другую — Лукашенко, то последний может перевесить», говорит Алексей Пикулик.
К 1 января 2015 года Путину кровь из носу надо хотя бы символически, формально запустить Евразийский союз. Украина практически утрачена. Если США и союзники разгромят Асада, то и в противостоянии вокруг Сирии Россию больно щелкнут по носу, потому что реально окоротить западников у нее нет пороху.
Нет, не тот расклад, чтобы расплевываться с белорусским заклятым другом. Только что, слава богу, договорились о размещении российской авиабазы в Лиде, назначен наконец командующий единой системой ПВО, в сентябре — совместные учения «Запад-2013».
И потом, как свалить Лукашенко? Ну не танки же бросать, как на Грузию (да и там пришлось остановить). А белорусские выборы — это такая специфическая штука, когда нужный действующему руководителю результат извлекается как из цилиндра фокусника. Любого прокремлевского кандидата срубят на подходе.
Наконец, белорусы трепетно относятся к национальному достоянию — «Беларуськалию»: по данным НИСЭПИ, абсолютное большинство выбирало при опросе вариант «нельзя продавать ни за какие деньги». Так что нынешняя война против алчных калийных олигархов с востока, красочно поданная здешним госТВ, лишь поднимет рейтинг вождя. А вот вам и свежая пропагандистская картинка унижения Москвы: российское посольство перечисляет Баумгертнеру деньги, чтобы тот мог отовариваться в тюремном ларьке.
Каково же моралите? Кремль загнал себя в ловушку, позволив белорусскому режиму расцвести буйным цветом, растоптать политическую альтернативу в стране. И теперь московские покровители-покрыватели сами получают тряпкой по физиономии. На разглагольствования же о свободе бизнеса, праве, морали из Минска дают понять: чья бы корова мычала.
Калийная война вряд ли чудесным образом будет свернута в два дня. Чтобы не выглядеть слабаками, стороны, скорее всего, еще обменяются рядом ударов. Но в принципе два недемократичных постсоветских режима — как пара пьяниц, которые могут кое-как ковылять лишь в обнимку.
Александр КЛАСКОВСКИЙ